Об этом сообщила зампредседателя Белнефтехима С. Гурина.
Тезисы С. Гуриной:
- если говорить про 2019 г., то за 5 месяцев потери от налогового маневра для экономики республики составили около 130 млн долл. США;
- в Белнефтехиме рассчитали последствия налогового маневра до 2024 г., изучили опыт работы других внутриконтинентальных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), приобретающих нефть по мировой цене, и сформировали модель развития белорусской нефтепереработки на ближайшие 6 лет;
- в 2024 г. цена на нефть увеличится относительно 2018 г. на 127,7 долл. США/т (при котировке 70 долл. США/барр). К этому моменту белорусские НПЗ ничем не будут отличаться от других континентальных НПЗ как по технической оснащенности, так и по цене на нефть, значит, они должны строить свою работу на общемировых подходах;
- на НПЗ разработаны программы по подготовке к работе в условиях налогового маневра. Важнейшим этапом будет завершение инвестпроектов по строительству комплекса замедленного коксования на Нафтане и комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ. В 2019 г. на НПЗ выполняются 150 мероприятий по оптимизации затрат на производство. За январь-апрель 2019 г. эффект от реализуемых мер составил 1,27 млрд руб, эта работа будет продолжаться;
- определены варианты оптимальной загрузки производственных мощностей при различных экономических условиях с учетом спроса на близлежащих маржинальных рынках. Для эффективной работы НПЗ в новых условиях поставлена задача и перед торговыми компаниями - повысить доходность продаж нефтепродуктов на внешних рынках. В целом белорусские НПЗ видят перспективы эффективной работы в рыночных условиях ценообразования на нефть и нефтепродукты.
Несмотря на то, что инцидент с загрязнением МНП Дружба на некоторое время затмил эту тему, она по-прежнему остается наиболее актуальной в отношении России и Белоруссии.
С 2019 г. в России начался этап завершения налогового маневра, в ходе которого постепенно в течение 6 лет экспортные пошлины на нефть обнулятся и одновременно будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Произойдет перенос налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок, что приведет к сильному снижению маржинальности переработки.
При завершении налогового маневра НПЗ лишатся таможенной субсидии, а внутренние цены на нефтепродукты станут более подвержены внешней ценовой конъюнктуре.
Чтобы компенсировать это влияние для НПЗ будет введен обратный акциз на нефть.
Кроме того, в фискальный механизм будет вписан логистический коэффициент, который позволит учитывать удаленность НПЗ от рынка сбыта.
Чем удаленнее НПЗ, чем выше выбудет коэффициент, который будут применять к отрицательному акцизу на нефть, отправленную на переработку.
Белорусские НПЗ серьезно пострадают, т.к. после завершения налогового маневра им фактически придется закупать нефть по мировым ценам.
Белорусский бюджет не позволяет ввести подобные компенсации для белорусской нефтепереработки, как в России, и правительство республики уверено, что компенсации должны поступить из российского бюджета.
Вопрос с компенсацией Россия и Белоруссия обсуждают уже в течение нескольких месяцев.
Как 21 июня 2019 г. заявил посол Белоруссии в России В. Семашко, размер компенсаций Белоруссии в результате налогового маневра в РФ очевиден обеим сторонам: должна быть возмещена разница в вывозных таможенных пошлинах, помноженная на объем поставляемой нефти.
Компенсационные механизмы могут быть как в виде межбюджетных трансферов, так и в виде изменения формулы цены нефти, внесения в нее специальной скидки.
Автор: Д. Савосин