Последний аргумент экологов в борьбе с компанией «Роснефть» — санкции Олимпийского комитета
Общественные организации попросили Олимпийский комитет России обратить внимание на пренебрежительное отношение генерального партнера Игр — «Роснефти» — к сохранению редких серых китов в Охотоморье.
Эксклюзив надо заслужить
Сейсмические работы, опасные для популяции серых китов, которые «Роснефть» планирует начать через несколько недель на северо-востоке Сахалина, очень тревожат экологов. Это время нагула китов, в прибрежных водах, где они «пасутся», много беременных и кормящих детенышей самок. Экологи считают, что консультации с научными и общественными организациями помогут нефтяной компании найти для сейс-моразведки менее опасное для китов время. Всемирный фонд дикой природы (WWF) уже направлял письмо президенту «Роснефти» Сергею Богданчикову, однако тот ответил, что «рекомендуемый перенос сроков сейсморазведки вне периода нахождения серых китов у берегов Сахалина не представляется возможным».
На протяжении многих лет экосистема северного Сахалина подвергается широкомасштабному загрязнению со стороны многочисленных береговых нефтепромыслов компании «Роснефть». Нефть и другие токсичные вещества в огромном количестве поступают в лососевые нерестовые реки, заливы и прибрежную зону Охотского моря. Так, например, в результате разлива на реке Томи в мае этого года оказалась загрязненной значительная часть Ныйского залива, отчего сильно пострадали местные рыбаки и коренной малочисленный народ — нивхи, так как выловленная в заливе рыба была непригодна для пищи.
С начала 2009 года нефтяная компания «Роснефть» является генеральным партнером XXII Олимпийских игр. Этот статус не только дает НК «Роснефть» эксклюзивные права, в частности, на использование символики Олимпийских игр и Национального олимпийского комитета России, но и накладывает дополнительную социальную и экологическую ответственность.
Так выглядит территория нефтепромысла «Центральная Оха», принадлежащего ООО «Роснефть — Сахалинморнефтегаз»
Если сейсморазведка не будет отложена, общественные организации — Всемирный фонд дикой природы (WWF), Гринпис России, Международный фонд защиты животных (IFAW), Экологическая вахта Сахалина будут настаивать, чтобы Олимпийский комитет исключил НК «Роснефть» из списка генеральных партнеров Олимпийских игр.
Пенсионер против нефтяных королей
Если руководитель нефтяной компании пренебрег предложениями всемирной общественной организации, то можете представить, как он реагирует на просьбы частного человека, которого достал ее промышленный экстремизм?
Сахалинцы до сих пор помнят историю пенсионера, посмевшего судиться с этой могущественной нефтяной махиной. Нефтяник с 27-летним стажем, пенсионер Василий Выскребенцев, потребовал от руководства своего предприятия НГДУ «Катанглинефтегаз» (дочернего предприятия «Сахалинморнефтегаза»), которое развернуло добычу нефти чуть ли не за порогом его дома, чтобы оно реализовало декларированное Конституцией право на благоприятную среду.
Его барак на улице Южной в поселке Катангли был в непосредственной близи от скважин. Периодически происходили аварийные выбросы нефти, пара и песка, смесь заливала не только огороды, она текла даже с крыш и стен домов. Здоровью людей вредила и нефтеловушка, расположенная в 200 метрах от жилья (огромное озеро размером около пяти гектаров, которое в безветренную погоду покрывалось толстым слоем нефти). Жильцы улицы вдыхали запах нефтепродуктов и химреагентов, жаловались на затрудненное дыхание, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, головные боли…. Они обратились к генеральному директору «Сахалинморнефтегаза» Сергею Богданчикову с просьбой либо прекратить наступление неф-тепромысла на жилье, либо переселить их в другой экологически чистый район. Им даже не ответили. Выскребенцев в то время работал в НГДУ «Катанглинефтегаз» водителем и как-то привез представителя головного предприятия к своему дому — показать условия, в которых ему приходится жить. Московский гость был потрясен увиденным и заверил водителя, что финансовая возможность для переселения есть. Но местному руководству не понравилось, что Выскребенцев обратился с жалобой к представителю «Роснефти». Ему передали, что он «неправильно решает проблему», и поэтому его переселением заниматься не будут.
Следующую скважину, вопреки законам и санитарным правилам, начали бурить вплотную к бараку жалобщика, который к тому времени остался почти один на улице Южной. Других жильцов уже переселили в поселок Ноглики. Кроме того, в черте поселка Катангли построили еще и могильник, куда сваливали буровые отходы и химические реагенты. После неоднократных жалоб семьи Выскребенцева в различные инстанции могильник «рекультивировали» — просто перемешали бульдозером с землей. Химическая грязь стала вылезать из земли и просачиваться прямо в речку. Природоохранные службы почему-то на сигналы пенсионера не реагировали. Терпение Василия Ивановича лопнуло, и он обратился в суд. По нашим законам тяжесть доказательства возлагается на истца. Тогда как «загрязнитель» чувствует себя в суде вольготно, потрясая Правилами безопасности нефтяной и газовой промышленности, разрешающими бурить на расстоянии не менее 150 метров от жилья (сейчас-то санитарно-защитная зона уже не менее 300 метров). Василий Иванович неоднократно заявлял о своем желании заключить мировое соглашение, но представитель нефтяной компании встал в позу: это было бы возможно, если бы истец пошел по другому пути. Выскребенцев расценил это как прозрачный намек: не проявлял бы никому не нужную строптивость, а кланялся бы и слезно просил…
И, конечно же, Василия Ивановича сразу сократили, как только он подал иск.
Четыре года барак Выскребенцева в окружении шести паронагнетательных и двадцати трех эксплутационных нефтяных скважин, расположенных от него на расстоянии от 82 до 277 метров, поражал воображение любого, кто видел эту картину, сильнее самой страшной фантастики… После четырех лет судебных разбирательств в разных инстанциях коллегия по гражданским делам областного суда вынесла решение вменить в обязанность ОАО «Сахалинморнефтегаз» предоставить жилье истцу и взыскать в его пользу моральный вред — 100 тысяч рублей.
…Улицы Южной в поселке Катангли уже нет. «Роснефть» снесла ее и рекультивировала от греха подальше, предоставив пенсионеру жилье в поселке Ноглики. Василий Иванович жив-здоров и по-прежнему переживает за хрупкую природу Севера.
— Были замечательные леса, брусничные поляны, реки, полные рыбы. Сейчас ничего этого нет. Но народ молчит, потому что большинство жителей работают на промысле. Есть неофициальные предупреждения со стороны руководства, что если кто будет отстаивать свое право на благоприятную окружающую среду, то лишится работы. Когда я судился, то просил многих, работающих на промысле, выступить свидетелем. Или подписать документ о фактах нефтеразлива, аварийных выбросов… Всегда следовал отказ. Местное население взяли за горло. Безработица…. «Нефтегазу» ничего не страшно. Это единственная денежная организация на Севере. Монополист во всех отношениях: трудоустройства, производства, финансирования…
Девятилетней давности история с бесстрашным пенсионером вспомнилась потому, что ничего с тех пор не изменилось. Вот что сказал «Новой» председатель совета региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын:
— Много лет начиная с 2001 года мы пытались наладить диалог с компанией «Роснефть». Безуспешно: она противится нашему участию в официальных проверках, запрещает фото- и видеосъемку, а если нам все-таки удается «прорваться» на аварии, не отвечает на наши письма и не реагирует на наши обращения. В связи с этим в последние годы мы вообще перестали обращаться непосредственно в компанию, а результаты нашего общественного контроля направляем прямо в природоохранную прокуратуру и Росприроднадзор. В подавляющем большинстве случаев наши сигналы в ходе официальных проверок подтверждаются: на компанию налагаются штрафы и выдаются предписания об устранении нарушений. К сожалению, количество последних не снижается. В этом году мы направили уже 7 обращений по фактам нефтяного загрязнения окружающей среды компанией «Роснефть».
Справка «Новой»
Серый, или калифорнийский кит (Eschrichtius robustus или Eschrichtius gibbosus) считается одним из древнейших млекопитающих — возраст вида насчитывает около 30 миллионов лет. Серые киты сохранили многие признаки далёких наземных предков, как то: вибриссы на морде, удлиненный шейный отдел позвоночника с раздельными позвонками, подвижную голову, крупные носовые и увеличенные тазовые кости. Они также в меньшей степени утратили связь с землёй, так как держатся у побережья и размножаются в мелководных заливах. Вид Серый кит находится на грани исчезновения и занесён в Красную книгу России.
Во что «Роснефть» превратила север острова, вы можете увидеть на сайтах «Экологической вахты Сахалина»
http://www.ecosakh.ru/?div=gallery&id=2
http://www.ecosakh.ru/?div=gallery&id=375
http://www.ecosakh.ru/?div=gallery&id=418
http://www.ecosakh.ru/?div=gallery&id=471