USD 92.5254

+0.23

EUR 99.4116

-0.15

Brent 89.46

+0.24

Природный газ 1.849

0

...

100 шагов до рынка

Из них мы прошли только 40, и нам еще предстоит больше половины пути, уверен заведующий кафедрой экономической теории и политики Академии народного хозяйства при Правительстве РФ академик Абел Аганбегян.

100 шагов до рынка

Из них мы прошли только 40, и нам еще предстоит больше половины пути, уверен заведующий кафедрой экономической теории и политики Академии народного хозяйства при Правительстве РФ академик Абел Аганбегян.

Абел Аганбегян

Неравновесие системы

Чтобы перейти от централизованной командно-административной системы социализма к цивилизованному рыночному хозяйству, основанному на частной собственности, следует решить две взаимосвязанные группы задач.

Во-первых, необходимо сформировать равновесную экономическую систему, где производство товаров и услуг удовлетворяет платежеспособный спрос, где поддерживается равновесие на рынках недвижимости, земли, капиталов, на финансовом и валютном рынках. Эту задачу мы решили, на мой взгляд, процентов на шестьдесят, создав рынок товаров и услуг, подавляющая часть которых реализуется по рыночным ценам, рынок недвижимости, фондовый рынок, валютный рынок, постепенно формируется рынок земли, положено начало формированию рынка рабочей силы.

Однако до сих пор не сформирован рынок капитала, поэтому невозможно привлечь необходимые инвестиции на внутреннем рынке. Ущербным и неразвитым является рынок земли, что накладывает свои ограничения на рынок недвижимости. Из-за неразвитости ипотеки и административных барьеров в России совершенно не развит рынок рабочей силы — отсюда огромные, достигающие трех и более раз, различия в заработной плате работников, трудящихся в соседних районах.

Валютный рынок также развит недостаточно, поскольку валюта не является конвертируемой и рынок остается локальным, внутристрановым. Даже наиболее развитый на сегодня рынок товаров и услуг ограничен остаточными административными и частично криминальными барьерами, что влечет за собой весьма заметное различие цен на товары и услуги в близкорасположенных регионах и т. д.

Неразвитость нашей инфраструктуры — транспортной, складской — также тормозит развитие этого рынка.

Но основное препятствие для рыночных отношений в России — сильная монополизация и огосударствление многих сфер деятельности, как в области производства товаров, так и в области финансирования, недвижимости и пр.

Где движок?

Как видим, еще предстоит многое сделать, чтобы достигнуть равновесной системы, свойственной развитому цивилизованному рынку.

Вторая важнейшая группа задач — формирование рыночных движущих сил, которые «толкают» экономику вперед, обеспечивают его развитие, дают источники роста. В основе этого рыночного «движка» лежит рынок капитала, именно капитал в виде инвестиций является вложением в будущее.

Здесь первый механизм — формирование конкурентной антимонопольной среды, которая вынуждает каждое предприятие и организацию не стоять на месте, а развиваться, совершенствоваться, обеспечивать рост производительности труда и эффективности, повышать качество продукции и услуг, создавать и расширять производство новых инновационных товаров и услуг. Основой такой системы, обеспечивающей мотивацию, дающей социально-экономические стимулы к развитию, является частная собственность. На базе государственной собственности эту систему не построить.

Пока же в России не менее 60% (а по некоторым оценкам, даже 70%) собственности является государственной, а не частной. Доля консолидированного государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов в России составляет около 40% нашего ВВП. Весь этот бюджетный сектор базируется, естественно, на государственной собственности. Кроме того, государственная собственность преобладает у крупнейших внебюджетных корпоративных предприятий и организаций. Речь идет о системе Газпрома, о Роснефти, об РЖД, об атомной энергетике и обо всей атомной промышленности в целом, о ракетно-космической и авиационной промышленности, об Аэрофлоте, Связьинвесте с его многочисленными подразделениями, о гидроэнергетических объектах, о крупнейших стратегических предприятиях, об АвтоВАЗе, о крупнейших банках — Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке, Россельхозбанке, о значительной части жилищно-коммунальных организаций и о многом-многом другом. Товары и услуги, производимые этими государственными предприятиями и организациями, во многом носят монопольный характер. Осуществляется государственное регулирование многих цен и тарифов.

По формированию рыночного механизма экономического развития мы продвинулись в направлении рынка едва ли больше чем на 20–30%.

Нормальная конкурентная среда у нас сформировалась только в ограниченных сегментах хозяйства — в пищевой промышленности, в сфере сотовой связи, в металлургии, в ряде отраслей, где развит импорт. В большинстве же отраслей и сфер экономики настоящая рыночная конкурентная среда сегодня попросту отсутствует. Существуют лишь элементы конкуренции, например среди коммерческих банков. Но они абсолютно не конкурентоспособны по сравнению с госбанками, которые вдобавок подпитываются государственными финансами.

Формирование рыночного механизма, обеспечивающего источники экономического развития, — важнейшая задача при переходе к рынку.

Реформировать собственность

Чтобы продолжить движение к рынку, нам предстоит провести коренные преобразования собственности — новую рыночную приватизацию, с целью ограничения доли госсобственности в народном хозяйстве, как минимум, 30-ю процентами. Как показывает опыт всех прочих рыночных государств, 30% собственности более чем достаточно для эффективного выполнения всех государственных функций. В России же, в отличие от других стран, деятельность государственных предприятий и организаций в значительной степени посвящена не выполнению функций государства, а коммерции — с целью получения прибыли и самообогащения. Особенно чудовищные размеры это приняло в Москве, где поверх государственных налогов мэрия накладывает свои, фактически нелегальные налоговые обязательства, например на рынке недвижимости, и прежде всего в сфере жилищного строительства.

Специальное направление реформирования собственности, актуальное для нашей страны, — создание высокоразвитой сферы малого и среднего бизнеса, без которого не может быть сформирована нормальная конкурентная среда. Напомню, что доля малого бизнеса в производстве ВВП в России составляет около 11%, в то время как в развитых странах она достигает 40–60%.

Самая слабая сторона экономики

Для движения к рынку нам также жизненно необходимы структурные рыночные реформы всей нашей финансовой системы. В России предстоит создать крупнейший новый финансовый блок — рыночные фонды «длинных» денег, которые у нас фактически отсутствуют. Из-за этого у нас нет рыночной инфраструктуры инвестиций, не сформировался рынок капитала — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да и банковская система России, являющаяся одной из самых слабых сторон экономики, не способна в полной мере финансово обеспечить развивающееся хозяйство. Из-за этого наши предприятия и организации вынуждены ежегодно наращивать объемы заимствований у иностранных инвесторов. Даже такая привилегированная структура, как «Газпром», практически еще не начав по-настоящему осваивать новые газовые провинции — Ямал, Штокман, Восточную Сибирь, шельфы Охотского моря, уже задолжала иностранным инвесторам 60 млрд долл., что превышает годовую валютную выручку этого гиганта топливно-энергетического комплекса.

Активы российских банков в ВВП составляют лишь 65% по сравнению с 200–300% в большинстве европейских стран, где в отличие от России к тому же имеются крупные рыночные фонды «длинных» денег — накопительные негосударственные пенсионные фонды, богатые страховые компании, развитые взаимные фонды (паевые фонды).

При этом наименее законченной частью величественного рыночного небоскреба, созидаемого в нашей стране, является его социальная надстройка, которая абсолютно не соответствует требованиям рыночной экономики и во многом несет на себе печать былой социалистической системы.

Подробнее см. в журнале «Экономическая политика»


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram