USD 97.9559

0

EUR 104.2533

-0.6

Brent 71.14

-0.72

Природный газ 2.886

-0.02

...

«Бюджет в тяжелейшем состоянии»

«Государство – самый неэффективный собственник», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД завлабораторией Института экономики переходного периода Владимир Назаров. По его словам, новая волна приватизации, которую предлагает Кудрин, поможет сделать экономику страны значительно эффективнее.

«Бюджет в тяжелейшем состоянии»

«Государство – самый неэффективный собственник», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД завлабораторией Института экономики переходного периода Владимир Назаров. По его словам, новая волна приватизации, которую предлагает Кудрин, поможет сделать экономику страны значительно эффективнее.

Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода, кандидат экономических наук Владимир Назаров. Фото iet.ru

Минфин предложил правительству в ближайшие три года приватизировать пакеты 10 госкомпаний и банков. В план приватизации на 2011–2013 годы включены такие компании, как «Транснефть», «Роснефть», ФСК, Русгидро, Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, РЖД, «Совкомфлот» и АИЖК.

По подсчетам Минфина, бюджет от продажи активов выручит 883,5 млрд рублей: 298 млрд в 2011 году, 276,1 млрд в 2012 году и 309,4 млрд в 2013 году. Что, как следствие, позволит сократить дефицит бюджета в 2011 году на 4%, в 2012 году – на 3% и в 2013 году – на 2% ВВП соответственно.

Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода, кандидат экономических наук Владимир Назаров рассказал газете ВЗГЛЯД, нужна ли России сейчас приватизация и не прогадает ли финансово правительство, согласившись на предложения Кудрина.

«Все зависит от того, кто будет покупать»

ВЗГЛЯД: Владимир Станиславович, как вы считаете, принесет ли приватизация за три года почти 900 млрд рублей, как то обещает Минфин?

Владимир Назаров: 883 млрд рублей за три года – это по 294 млрд рублей в год, что составляет примерно 0,7% ВВП. Это вполне вменяемые цифры, не выходящие за рамки разумного. Другой вопрос, что это будет за имущество и как будет организован процесс приватизации. Понятно, что государственная собственность значительно различна по своей рыночной стоимости...

ВЗГЛЯД: Но в план приватизации включены такие компании, как «Транснефть», «Роснефть», Русгидро, Сбербанк, ВТБ...

В.Н.: Тогда не вижу никаких проблем. Кроме того, все зависит от того, кто будет покупать. Если стратегический инвестор, то он может заплатить по стоимости выше рыночной. Поэтому с продажи части активов этих компаний можно получить запланированные суммы. Однако если же все сразу будет выпущено на рынок, то продажа пойдет по цене ниже рыночной.

«Это прямой ущерб экономике»

ВЗГЛЯД: А зачем России на данном этапе вообще приватизация? Вроде бы нефть находится на вполне приемлемом для наполнения бюджета уровне...

В.Н.: Во-первых, потому что государство – самый неэффективный собственник. То, как управляет государство всеми своими активами, – это прямой ущерб экономике, поэтому мы увеличиваем эффективность только за счет самого факта приватизации.

Во-вторых, бюджет сейчас находится в тяжелейшем состоянии, поскольку государство взяло на себя обязательство по повышению пенсий. Не нужно забывать о дорогостоящих мероприятиях: Форум «АТЭС», Олимпиада в Сочи. Кроме того, немалые средства нужны на модернизацию армии. Если расходы можно как-то уменьшить, то увеличить доходную часть бюджета несколько проблематично, поскольку эта статья зависима от темпов восстановления мировой экономики.

Понятно, что разницу между доходами и расходами надо как-то покрывать. В этом смысле, приватизация – один из самых лучших источников доходов, поскольку одновременно увеличивается и эффективность экономики в том числе.

«Не ошибки, а политическая необходимость»

ВЗГЛЯД: Однако не повторятся ли в ходе новой волны приватизации ошибки, допущенные в 90-х годах?

В.Н.: Скорее, там были не ошибки, а политическая необходимость. Государство находилось в глубочайшем экономическом и политическом кризисе. Власть пыталась создать себе опору в лице крупного бизнеса. Ради создания политической опоры власти пришлось идти на экономически жертвы – на продажу госактивов по бросовым ценам. Такой процесс был характерен для середины 90-х годов.

А в первую волну приватизации было совсем все плохо – там особо никто не рвался в борьбу за госактивы, поэтому денег собрать не удалось. Понятно, что и сама организация была плохая. Но здесь виновата, наверное, сама специфика России. У нас всегда были проблемы с управленческими кадрами. Крупнейшие реформы проведены плохо. К примеру, та же монетизация льгот – идея хорошая, а проведение самой реформы неграмотное.

ВЗГЛЯД: Но стоит ли продавать такие активы, как «Роснефть», Сбербанк и ВТБ именно сейчас? Ведь пока экономика лишь восстанавливается после кризиса, а значит, стоимость активов априори ниже, чем может быть...

В.Н.: Приватизацию нужно проводить не раньше и не позже, а равномерно. У нас государственные активы, которые могут подлежать приватизации, оцениваются примерно на 50% ВВП. Понятно, что эти активы можно распродавать лет 30–40. Те активы, которые озвучил Кудрин, как раз позволят осуществить равномерную приватизацию.

В приватизации не нужно ждать времени, когда активы подорожают. Может случиться наоборот – наступит биржевой кризис, и активы разом ничего не будут стоить. Кроме того, не нужно забывать о том факторе, что государство – это неэффективный менеджер, который может разбазарить эти активы.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram