USD 96.0686

-1.17

EUR 105.1095

-1.4

Brent 78.88

-0.02

Природный газ 2.628

-0

...

Если завтра дефолт

Президент Франции Николя Саркози пригрозил вывести свою страну из зоны евро, если Германия откажется от прямой помощи Афинам. Саркози понять можно. Французские банки - первые в списке греческих кредиторов: долг Греции перед ними составляет €57,41 млрд. Возможное греческое банкротство может аукнуться для Франции кризисом ее финансовой системы.

Если завтра дефолт

Президент Франции Николя Саркози пригрозил вывести свою страну из зоны евро, если Германия откажется от прямой помощи Афинам. Саркози понять можно. Французские банки - первые в списке греческих кредиторов: долг Греции перед ними составляет €57,41 млрд. Возможное греческое банкротство может аукнуться для Франции кризисом ее финансовой системы.

Жак Сапир

В этих условиях встает вопрос об экстренных мерах по реформированию еврозоны, считает известный французский экономист, директор Центра исследований проблем индустриализации французской Высшей школы социальных наук (EHESS) Жак Сапир:

Греция не играет решающей роли в судьбе Европы: ее экономика представляет всего 2,6% ВВП еврозоны. Да и французские банки уже избавились от части греческих вложений, а те проблемы, что остались, можно будет решить, создав специальную программу помощи нашим банкам. Нужно смотреть на проблему шире: способен ли ЕС в целом справиться с дестабилизацией евро?

Почему же тогда Франция принимает такое деятельное участие в спасении греческой экономики, вкладывая более 20% от общей суммы финансовой помощи?
Париж не просто так дает деньги. Мы выпускаем долгосрочные облигации под 1,5-3,5% и кредитуем Грецию, но уже под 5%. Ситуация более чем скандальная, демонстрирующая, что общеевропейское единство - не более чем миф. Даже в таком катастрофическом положении каждый пытается заработать. Но эти меры все равно слишком запоздалые - их надо было предпринимать в октябре прошлого года. Грецию уже не спасти, ее банкротство - дело решенное. Надо беспокоиться о странах, стоящих следующими в очереди на дефолт, - о Португалии, Испании и Италии, падение рынков которых повлечет за собой обширный общеевропейский кризис.

Разве 750-миллиардный фонд для поддержки зоны евро не решает этой задачи?
Есть большие сомнения относительно его работоспособности. На мой взгляд, Германия в случае коллапса Португалии и Испании будет парализована затяжным политическим кризисом, который помешает ей принять необходимые контрмеры. Как только финансовые рынки поймут, что у обещанного колосса ноги-то глиняные, они тут же возобновят атаку на зону евро - и тогда ее будет уже не спасти. На самом деле у Европы нет больше возможности вести политические дебаты, отсчет времени идет уже на дни, если не на часы. Нужно немедленно начинать реформу европейских экономических институтов, в частности, изменить правила управления Европейским центробанком. Это даст нам еще примерно месяц отсрочки - им можно воспользоваться, чтобы принять необходимые меры. Если не начать реформу в ближайшие пару недель, зона евро развалится уже к сентябрю этого года.

И что тогда ждет Францию?
Если удастся сохранить еврозону, но, скажем, без Греции, то мы просто вернемся к состоянию 2000 года и сможем начать реформы в спокойном русле. Если же выйти из зоны евро, девальвируя свои национальные валюты, будут вынуждены Португалия, Испания и Италия, то Франции не останется ничего иного, как сделать то же самое: вернуться к франку с 20-30-процентной девальвацией, которая, несомненно, вызовет шок, но в долгосрочной перспективе только повысит конкурентоспособность французской экономики.

Готовы ли к этому французы?
Пока вопрос всерьез не обсуждается. Но худшим вариантом будет, если мы останемся наедине с Германией и евро: при сегодняшней расстановке сил это приведет к непрекращающимся конфликтам и невозможности оперативно реагировать на происходящие события.

***

Профессор Жак Сапир родился в 1954 году. Получил докторскую степень по экономике в университете Париж-X Нантер. С 1990 года работает в EHESS, с 1996 года занимает должность замдекана. Консультант министерства иностранных дел и министерства обороны Франции. Входил в экспертную группу Центробанка РФ по вопросам финансовой безопасности, а также в правительственную группу, работавшую над реформой законодательства по природным ресурсам в 2003-2004 гг. Читает семинары в московской Высшей школе экономики. Известный специалист по экономике СССР, постсоветской России, а также переходных экономикам стран Восточной Европы.

http://fiidengi.ru/


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram