Михаил Прохоров – № 1 в списке подозреваемых. Фото РИА Новости |
Единороссы, собравшись в субботу на заседание социально-консервативного клуба, признали главу «Группы ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова врагом модернизации. Поводом послужило предложение бизнесмена упростить систему увольнения работников. Эксперты «НГ» расценивают столь острую реакцию партии власти на инициативу бизнесмена как попытку передела собственности. Они объясняют случившееся также поисками врагов нации в условиях стартовавшей избирательной кампании и затянувшегося кризиса – с неясными социально-политическими последствиями.
Обсуждение мер реагирования на недавнее предложение Прохорова сильно напоминало заседание военного штаба. Создавалось впечатление, что стране угрожает нешуточная опасность, которую партия власти готова жертвенно предотвратить. Выступающие соревновались в яркости и сочности выражений в адрес бизнеса. Этих выражений не жалели и не стеснялись.
Напомним: в середине прошлой недели бизнесмен, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), предложил либерализовать трудовое законодательства в части увольнения сотрудников.
Истинные побуждения Прохорова в самом начале субботнего мероприятия разоблачил первый замсекретаря президиума генсовета ЕР Андрей Исаев, который констатировал «начавшееся открытое наступление наших оппонентов справа на политику «Единой России». Как выяснилось, с помощью Прохорова оппоненты «обнажили свои позиции»: «Наконец стало понятно, чем им, собственно, мешает ЕР».
Другой депутат, бывший коммунист, ныне единоросс и координатор социально-консервативного клуба «Гражданская платформа» Игорь Игошин уличил Прохорова в подмене «причинно-следственных связей»: «Низкая производительность труда не позволяет сегодня конкурировать России на мировой арене. Но это не означает, что нужно заставлять работать людей круглосуточно, чтобы эту производительность повысить». Игошин проинформировал собравшихся, что у него «возникает вопрос»: «Какая цель людей, которые озвучивают такие инициативы?» Парламентарий сам же на него и ответил: «Это попытка определенных кругов олигархического бизнеса заранее найти оправдание, почему нет развития производства». Игошин знает, где выход: бизнесу, «видимо, нужен не только пряник, но и кнут».
Председатель думского комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров вывел дискуссию на более высокий уровень обобщений, сообщив, что «сегодня развернулась борьба за подход к модернизации»: «Первый подход – модернизация, основанная на социальной диктатуре по Пиночету... Второй – политика модернизации, предложенная «Единой Россией». «В этой модернизации, – заключил Федоров, – олигархам из 90-х годов, которые сколотили свое состояние в условиях сырьевой экономики, места нет. Поэтому они сегодня пытаются переломить политическую ситуацию, подменить существующий подход к модернизации, предложенный правящей партией, премьером и президентом».
Источник в «Группе ОНЭКСИМ» объяснил, что Прохоров с трибуны РСПП озвучил не личную позицию, а мнение союза работодателей. На взгляд собеседника «НГ», наклеивать ярлыки – занятие неблагодарное: «Судить надо не по словам, а по делам. Прохоров реализует множество инновационных проектов. К примеру, занимается производством светодиодов и электромобилей. Помимо всего прочего поддерживает инновационную секцию на Селигере». Руководствуясь логикой единороссов, заметил источник, Прохорову в срочном порядке надо запретить заниматься Селигером, чтобы он не успел растлить души молодых инноваторов.
Другой собеседник в компании ОНЭКСИМ заметил: «Если у единороссов действительно серьезные намерения, то по логике вещей они должны были бы уже направить обращения к президенту и премьеру с требованием изгнать врага модернизации Прохорова из всех инновационных президентских и премьерских комиссий. Но этого ведь не произошло». Напомним, Прохоров является членом комиссии по высоким технологиям при российском правительстве и президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков в беседе с «НГ» сообщил: «Что касается в целом вопроса о социальной защите работников и определенных обязанностях работодателя, здесь позиция председателя правительства известна. Он неоднократно говорил о социальной ответственности бизнеса и необходимости защищать работников». Призывы единороссов окрестить кого бы то ни было врагом модернизации пресс-секретарь Владимира Путина предложил воспринимать как точку зрения, высказанную в пылу дискуссии.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет бурную дискуссию в рядах единороссов приближающимися выборами: «Ни одна партия в мире не может прямо солидаризироваться с идеями крупного бизнеса на предмет увольнений. Каждой партии нужен по крайней мере виртуальный враг. И он должен быть достаточно серьезным. Делать виртуального врага из либералов – глупо. СПС на прошлых выборах получил совсем мизер, на региональных выборах и «Правое дело», и «Яблоко» дали слабый результат». Однако, предупреждает эксперт, «начать кампанию, когда страна находится в кризисной ситуации, чревато сложностями».
На партийном уровне, замечает эксперт, нападки на крупный бизнес будут продолжаться: «Элита у нас не популярна. И для партии вполне логично отмежеваться от наименее популярной ее части -крупного бизнеса». Макаркин уверен: «Прохоров сказал то, о чем думают все остальные бизнесмены».
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отмечает, что заявление Прохорова «соответствует его природе как бизнесмена», и напоминает: «У нас сейчас маленькая безработица в том числе и потому, что бизнесмены не увольняют сотрудников, для которых нет работы. Они финансируются самим бизнесом. На низком уровне прожиточного минимума региона. Бизнес под административным давлением взял на себя не свойственную ему функцию. Это было абсолютно правильно в критической ситуации пика кризиса – начала прошлого года. Но никакая чрезвычайная ситуация не бывает постоянной. Если государству понравилось ехать на шее бизнеса в этом социальном вопросе, то нелишне вспомнить, что социальная ответственность – функция государства».
Это ситуация, которая может длиться три месяца. Полгода. Но год она длиться не может, а у нас она длится больше года. Высказывание Прохорова неприятно, оно страшно для людей, которые живут за счет неэффективности, но оно выражает природу бизнеса, о которой не надо забывать за либеральными разговорами. Вывод: государство недорабатывает. В частности, недорабатывает ЕР. Очень показательна истерика ее представителей по поводу заявления Прохорова. Им хочется и дальше ехать на шее бизнеса».
Эксперту непонятно, о каких пряниках упоминает бывший коммунист Игошин: «Если речь идет о раздаче всякого рода тендеров и заказов – это пряники не бизнесу, а чиновникам. Потому что бизнесмен должен заплатить крупный откат, а потом крутись как хочешь, еще и работу делай. Так что здесь товарищ Игошин немножко лукавит». Депутат Федоров, указывает Делягин, «на голубом глазу рассказывает про рост социальных расходов»: «Но улучшения в социальной сфере совершенно незначительны и не соответствуют масштабам увеличения расходов. Потому что единороссы создали в ходе социальных реформ свой огромный бизнес, который кормится на социальных расходах бюджета. Когда мы с вами читаем в газете о резком увеличении социальных расходов, мы с вами не знаем – это увеличение финансирования больниц или увеличение прибыли кампании, которая присосалась к этим деньгам».
Собеседник предполагает, что критикам «олигархов 90-х» «самим хочется стать олигархами и они связаны с бизнесом, который хочет удалить с арены старых»: «В целом этот наезд на бизнес – попытка переложить ответственность за выход общественной системы из-под контроля с больной головы на здоровую. Потому что сегодняшняя социальная ситуация трагична. Она будет ухудшаться и дальше. ЕР начинает понимать, что ребята в администрации президента, которые тоже умные и все это ощущают, решили, что лучше сделать крайней ЕР, чем стать крайними самим. В этом отношении администрация президента абсолютно солидарна с аппаратом правительства. Они пытаются эту ответственность переложить на других. У нас вся государственная политика – перекладывание ответственности. В 2003 году перекладывали ее на бизнес. Потом частично на гастарбайтеров, частично на русских нацистов. Сейчас все это опять оживляется. Но в одну и ту же реку нельзя войти дважды».