Представители бизнеса вместе с нефтяными компаниями придумали свой рецепт, как вывести российскую нефтяную отрасль из стагнации. Необходимо подкорректировать правила выдачи лицензий, дать больше свободы иностранцам и облегчить налоговое бремя на отрасль. Налоговая поддержка нефтедобычи обернется для бюджета миллиардными убытками в ближайшие годы, но позже она себя окупит, уверены нефтяники.
Предложения по внесению поправок в закон «О недрах», которые в ближайшие дни должны быть направлены в профильные министерства, а затем в правительство, подготовили в комитетах по энергетической стратегии ТПП и РСПП совместно с советом Союза нефтегазопромышленников при участии «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа. По мнению разработчиков поправок, существующие правила недропользования в стране устарели и создают неблагоприятный инвестклимат. И чтобы нефтедобыча не начала резко падать, нужны срочные меры.
В частности, нужно уменьшить риски первооткрывателей месторождений. Им предлагается гарантировать получение лицензий на найденные участки, а также позволить переуступать права недропользования. Опасаясь не получить право на открытое месторождение, инвесторы не хотят вкладываться в дорогостоящие поисковые проекты на шельфе, поясняет заместитель председателя комитета по энергетической политике РСПП Юрий Станкевич. Так, если в отношении шельфа будут выдаваться исключительно совмещенные лицензии (на геологическое изучение, разведку и добычу), геологоразведка станет гораздо более привлекательной для инвестиций.
Для привлечения иностранных инвесторов в законе «О недрах» должны быть сняты ограничения на размер месторождений при получении лицензий, считают разработчики предложений. Сейчас иностранцы могут получить участки с запасами максимум 70 млн т нефти и 50 млрд куб. м газа, поясняет председатель подкомитета по нефтяной промышленности комитета ТПП Валерий Гарипов. Но, например, в Америке крупнейшее месторождение на Аляске разрабатывает не американская компания, а британская ВР, у которой больше необходимых навыков и технологий. На нашем шельфе, к примеру, не обойтись без норвежской StatoilHydro.
Необходимо также создать систему экономических стимулов для расширения геологоразведки. Они должны предусматривать не только налоговые каникулы на период проведения геологоразведочных работ, но и переход от налогообложения на основе валового дохода к налогообложению на основе прибыли.
В ЛУКОЙЛе уверены, что усовершенствованный подход к налогообложению будет способствовать вложению инвесторов в новые проекты. Конечно, учитывая, что нефтегазовый сектор обеспечивает около 60% поступлений в бюджет, такая мера будет стоить казне миллиардных убытков. Однако со временем это окупится, уверен собеседник РБК daily в компании. «Время легкой нефти прошло, нужно идти в труднодоступные регионы, это огромные инвестиции. И если не будет налоговых преференций, добыча и, соответственно, и доходы государства начнут падать», — говорит сотрудник ЛУКОЙЛа.
«Газпром нефть» со своей стороны полагает, что при нынешних налоговых условиях невозможна разработка ряда месторождений в Ямало-Ненецком округе (ЯНАО). Чтобы разморозить работы, нужно расширить перечень разновидности нефти, на которую будет распространяться нулевая ставка вывозной таможенной пошлины. Кроме того, необходимо обнулить НДПИ на нефть, добываемую во всем ЯНАО, на срок десять лет начиная с 2011 года. Это позволит увеличить добычу к 2020 году не менее чем на 74 млн т, подсчитали в компании. По расчетам, дополнительные налоговые доходы государства за десять лет составят не менее 447 млрд руб.
В ЯНАО добыча быстро падает: еще в 2004 году там было добыто 53 млн т нефти и газового конденсата, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин. В 2009 году производство составило порядка 37 млн т. Поэтому инициатива «Газпром нефти» представляется ему оправданной. При цене на нефть в районе 80 долл. за баррель объем поступлений НДПИ в 2010 году по нефти в регионе составит около 2,8 млрд долл.
«Газпром нефть» также считает, что в законе «О недрах» необходимо предусмотреть механизм изменения границ лицензионных месторождений. К примеру, из-за отсутствия такого механизма на аукционе в марте компании пришлось заплатить за лицензию на северную часть Романовского участка 385 млн руб., хотя она уже ведет разработку остального Романовского месторождения. Кроме того, «Газпром нефть» предлагает внести ряд поправок, которые, по сути, направлены на то, чтобы открыть доступ на шельф дочерним структурам госхолдингов. О необходимости такой меры недавно говорил и замглавы Минприроды Сергей Донской.
В правительстве и Минприроды сообщили, что смогут оценить предложения нефтяников только после их получения, отметив, что если они будут целесообразными, то поправки в законодательство могут быть внесены. «Мы плотно работаем с ТПП, согласовываем с ними законопроекты и учитываем их мнение», — подчеркнули в Минприроды.