Законотворцы каждый день преподносят россиянам новые «рецепты бытия». Но, увы, «соус» для них нередко бывает горьковатый. Поэтому мы решили провести свой опрос. Всем экспертам задавался одинаковый вопрос: «Какие законы, на ваш взгляд, нужны народу именно сейчас?»
Михаил Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России:
— По нашим прогнозам, безработица в первом полугодии может вырасти на 30-40% за счет закрытия предприятий. Поэтому нужны срочные меры, чтобы защитить безработных и тех, кто рискует потерять работу. Кризис показал, что некоторые собственники при появлении проблем бросают свои предприятия и сбегают за границу, а люди остаются без рабочих мест и с долгами по зарплате. Значит, нужно законодательно ужесточать ответственность владельцев и топ-менеджеров, в том числе за преднамеренное банкротство, за нанесение ущерба предприятию неэффективным управлением. Также нужны поправки в закон о банкротстве, чтобы работники признавались привилегированными кредиторами, то есть задолженность перед ними выплачивалась в первую очередь. А сейчас долги по зарплате погашаются в основном только после того, как компания-банкрот расплатилась с банками и поставщиками, после завершения конкурсного производства — к этому моменту средств зачастую не остается.
На федеральном уровне нужно сокращать квоты для иностранных рабочих, чтобы рабочие места в первую очередь получали граждане России. Нужно также продлевать сроки выплаты пособий по безработице минимум в два раза и увеличивать их размеры, чтобы на пособие можно было прожить.
Необходимы также поправки в законодательство, чтобы восстановить защиту руководителей и членов профсоюзов первичных профорганизаций, уберечь их от произвола работодателей и необоснованных увольнений. Кроме того, нами подготовлены и уже вносятся в Госдуму поправки в законодательство о забастовках. Забастовка — это нормальная цивилизованная мера защиты работниками своих интересов, когда возможности переговоров исчерпаны. Так делается во всех развитых странах. У нас сейчас процедуры, которые нужны, чтобы провести забастовку, занимают около 40 дней, а это снижает ее эффективность. Нужно сократить их, чтобы от принятия решения о забастовке до ее проведения проходило не более 10 дней.
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам:
— Остро нужны поправки в бюджет по индексации доходов бюджетников: ее не было с конца 2008 года. В некоторых регионах провели индексацию зарплат, но таких меньшинство.
В связи с сильным ростом тарифов по ЖКХ нужны поправки в жилищный кодекс. Сейчас, согласно нормам, предельные расходы на оплату ЖКХ составляют 22% дохода семьи, а нужно снижать эту планку до 10%, чтобы защитить малообеспеченных. В некоторых регионах, например, в Москве, это уже сделано, но нужны меры на федеральном уровне.
Пенсионная система, несмотря на повышение пенсий, осталась чрезвычайно несправедливой. При расчете страховой части пенсии и при валоризации не учитываются периоды учебы, ухода за ребенком, «северные». Получается, что человек, который получил высшее образование, теряет по сравнению с тем, кто не имеет периодов подготовки к профессиональной деятельности, от 600 до 1,5 тыс. руб. из ежемесячной пенсии. Мама, которая три года провела дома, теряет из пенсии 500-1000 руб. Далее, поскольку заработок, который был до 2002 года, учитывается с коэффициентом 1,2 (то есть, превышение над средним по стране заработком не более 20%), то ущемлены те, кто получал более высокую заработную плату. Особенно несправедливо это для тех, кто работал на вредных, тяжелых производствах — у них стаж получается меньше, заработок не учитывается, а значит пенсия ниже. Поэтому нужно срочно вносить поправки в закон «О трудовых пенсиях», учитывать т.н. «нестраховые периоды» в стаже и повышать предельный размер учитываемого заработка.
Для решения жилищной проблемы нужен закон о строительных сберегательных кассах, где граждане могли бы накапливать средства на покупку жилья (государство добавляло бы небольшую часть) и получать кредиты под низкие проценты. Это реальный шанс для 30 млн человек улучшить свои жилищные условия. По ипотеке при существующих ценах на жилье зачастую невозможно накопить даже на первый взнос. Но правительство предпочитает идти по пути рефинансирования ипотечных кредитов, где получается слишком длинная цепочка: сначала средства выделяются госагенствам, от них — банкам. А нужно давать средства напрямую людям, целевым назначением, чтобы их нельзя было потратить на что-то, кроме жилья.
Для тех, кто не может купить квартиру, нужен закон о фонде некоммерческого использования жилых помещений. Тогда жилье можно было бы снимать у государства по ставкам выше, чем существующие ставки соцнайма, но гораздо ниже, чем рыночные.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК:
— Нам сейчас нужны законы, которые максимально стимулируют предпринимательство, а значит создание рабочих мест и рост доходов. 60 тыс. руб. безработному на открытие своего дела — это же смешно. Какое дело можно начать на эти деньги? Нужно выделять больше средств, а еще законодательно установить право в первые 1,5-2 года работы не платить налоги, чтобы дать возможность нормально развиваться. Это потеря для бюджета, но выгода будет гораздо больше. Да, это радикальная мера, но в кризис другие меры не срабатывают.
А чтобы стимулировать производство, нужно вносить поправки в бюджет по расходам на инфраструктуру (строительство дорог, модернизация ЖКХ). Мировой опыт показывает, что это дает большой эффект, потому что сразу развиваются сопутствующие производства. Но у нас пока средств на это выделяется явно недостаточно для кризисного периода.
Вячеслав Лазарев, президент Ассоциации заслуженных врачей:
— В медицине нужно возвращать систему обязательной государственной сертификации лекарственных средств. Уже сейчас сплошь и рядом производители делают лекарства из компонентов, которые закупаются где-нибудь в Китае, и такие таблетки не действуют — это в лучшем случае. Так что в этом вопросе нужно срочно менять законодательство.
В больницах и поликлиниках, как всех госучреждениях, сейчас действует система госзакупок — на тендерах приобретается оборудование, лекарства и т.д. Но из-за того, что система непрозрачна, чиновники и приближенные к ним фирмы наживаются на этом. Нужен законодательно оформленный общественный контроль (например, со стороны ассоциаций врачей) над этим процессом, чтобы бюджетные деньги тратились туда, куда нужно.
Кроме того, нужно менять систему обязательного медицинского страхования, которая сейчас рассчитана на лечение болезней. А нужна единая система социального страхования, которая покрывала бы и утрату здоровья, и потерю работы, и многое другое. Пускай выплаты туда были бы больше, но человек был бы защищен от большего числа опасностей.
Андрей Шубин, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ:
— Одна из проблем, на которую следует указать, — реформа единого социального налога (ЕСН). С 1 января 2011 года он будет заменен страховыми взносами, а нагрузка для малых и средних предприятий вырастет в 2,5 раза. Для малого бизнеса это существенно и в будущем может привести к уходу компаний в тень. Поэтому нужны поправки в законодательство, чтобы срок перехода на новую систему для малых предприятий был продлен хотя бы на два года или чтобы для них ставки были снижены.
Зачастую малый бизнес не может получить кредиты в банке из-за отсутствия залогового обеспечения. Поэтому нам нужна система так называемого микрофинансирования. Тогда коммерческие организации (не банки) могли бы выдавать займы на небольшие суммы (до 3 млн руб.) на короткие сроки, до 3 лет. Такая практика хорошо работает в Европе. Соответствующий закон должен был быть принят еще в 2008 году, но до сих пор даже не внесен в Госдуму.
Поддержка нужна и фермерам. Сейчас они отданы на милость закупочных организаций. Самостоятельно фермеры не могут продавать свою продукцию в магазины, потому что там требуется сертификат, фасовка и т.д., а это большие затраты. Нужно развивать инфраструктуру — создавать сеть агропромышленных парков в сельской местности. Туда можно было бы привезти продукцию, сразу пройти все проверки, получить сертификаты, расфасовать, отдать на переработку или оставить на складе, там же за небольшие деньги заказать технику, купить семена и удобрения. Это было бы большое подспорье, но для этого тоже нужны законодательные меры. Нужны они и для того, чтобы привлекать на село молодёжь и специалистов.
Еще нужны поправки в законы о расчете кадастровой стоимости земельных участков. Сейчас нет единых критериев и любой оценщик может оценивать участок по-своему. Разброс — на десятки тысяч рублей. А ведь от стоимости участка зависит и стоимость аренды муниципальных помещений. Если выработать единые четкие государственные критерии, чиновники не смогут необоснованно «раздувать» арендные ставки.
В рамках реализации ФЗ «О льготной приватизации» предприниматели сталкиваются с проблемами при выкупе помещений — местные власти завышают стоимость имущества, всячески препятствуют его продаже. Нужно внести изменения в Налоговый кодек РФ, чтобы предприниматели были освобождены от уплаты НДС при покупке государственного и муниципального имущества. А вообще упор нужно сделать в первую очередь не на принятие новых законов, а на исполнение уже принятых решений и нормативных актов — это и закон о льготной приватизации, и закон о проверках.