Бизнес бюро кредитных историй (БКИ) от кризиса только выиграл. Ужесточившие кредитную политику банки были вынуждены заключить договора со всеми крупнейшими бюро, дотошно проверять каждого клиента, собирая по нему всевозможную дополнительную информацию, то есть активно пользоваться практически всеми услугами кредитных бюро. Напомним, сейчас в стране зарегистрировано 33 бюро кредитных историй, при этом на четверку лидеров приходится более 90% рынка. Крупнейшие бюро: "Эквифакс Кредит Сервисиз" (38,1 млн кредитных историй), Национальное бюро кредитных историй (более 37 млн) объединенное бюро "Инфокредит" и "Экспириан-Интерфакс" (23 млн).
Кризисный период для розничного кредитного рынка закончился, утверждают в кредитных бюро. По их информации, в декабре поток запросов от банков вдвое превысил аналогичный докризисный показатель, а число выданных населению кредитов существенно выросло. Это подтверждает информация от Сбербанка, где сообщили, что в декабре выдали населению кредитов на 54 млрд рублей - это еще не докризисные 64 млрд, но уже и не кризисные 25 млрд в месяц. "Количество запросов от банков за декабрь 2009 года превысило 2,5 миллиона - этот показатель превышает аналогичный докризисный показатель более чем в два раза. При этом HIT RATE (процент результативных отчетов) составил 78%, - рассказывают в НБКИ. - В первую очередь на динамику увеличения запросов повлиял возрастающий интерес населения к кредитам всех категорий. Так, количество выданных потребительских кредитов выросло на 32%, автокредитов - на 23%, ипотечных - на 22%. Другим фактором стало стремление банков к снижению своих финансовых рисков в сфере кредитования".
В кредитных бюро признают, что заинтересованность банков в получении кредитных отчетов в последнее время заметно возрастает. "И это вполне оправданно, - считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. - Кредитный рынок в стране возрождается, и достаточно высокими темпами, и в данной ситуации желание банков сократить процент просроченных и невозвращенных кредитов вполне понятно". Обжегшись на молоке, дуешь на воду. Намучившись с просрочкой, банки теперь более активно работают с бюро. Для снижения кредитных рисков не только передают и запрашивают информацию о клиентах, но и стараются оценить заемщика, используя информацию о появлении кредитов в других банках и наличии просрочек по этим кредитам и т.д. Поэтому растет спрос и на дополнительные услуги БКИ. Повышенный интерес банки проявляют к мониторингу клиентской базы и скорингу заемщиков. Мониторинг позволяет оценить платежеспособность заемщика, анализируя информацию о появлении кредитов в других банках с определенной даты, наличие непогашенных кредитов, просрочек по непогашенным кредитам, появление просрочек в других банках с определенной даты. Скоринг оценивает относительный "риск дефолта" заемщика. Эта оценка дает кредиторам представление об относительной вероятности того, что конкретный заемщик выплатит заемные средства согласно договору. Большинство банков розничного кредитования используют сегодня услуги по проверке заемщиков по базам ФМС и ГИБДД.
В этом году банки с помощью кредитных бюро смогут проверять заемщиков и по другим федеральным базам. Кредитные бюро планируют взаимодействовать с Федеральной службой судебных приставов, МВД и Пенсионным фондом. Судебные приставы помогут получить информацию о наличии у заемщика неисполненных обязательств. База МВД позволит своевременно выявить судимость у потенциального клиента банка, а также лиц, находящихся в розыске. Сотрудничество с Пенсионным фондом даст возможность проверить достоверность заявленных заемщиком доходов.