USD 107.7409

0

EUR 114.3149

0

Brent 72.94

+72.94

Природный газ 3.363

0

8 мин
...

«Проблема — в огромном количестве недостатков», — Дэниел Тарулло, член совета управляющих Федеральной резервной службы (ФРС) США

Дэниел Тарулло известен как сторонник жесткого банковского надзора. В 2008 г. он выпустил книгу, где громил чиновников за слишком либеральное отношение к рынку секьюритизированных ипотечных бумаг.

«Проблема — в огромном количестве недостатков», — Дэниел Тарулло, член совета управляющих Федеральной резервной службы (ФРС) США

Дэниел Тарулло известен как сторонник жесткого банковского надзора. В 2008 г. он выпустил книгу, где громил чиновников за слишком либеральное отношение к рынку секьюритизированных ипотечных бумаг.

Кризис доказал его правоту, а сотрудничество с администрацией Барака Обамы привело на пост, где он может воплотить идеи в реальность. Член совета управляющих ФРС Дэниел Тарулло так усиливает контроль за банками, что те всерьез опасаются перегибов. Но при этом Тарулло не устает повторять, что главное в его деле — не пороть горячку.

Тарулло думает о работе даже во время отдыха: сотрудники ФРС получали письма с указаниями, отправленные с его BlackBerry, например, во время бейсбольного матча Washington Nationals, куда он отправился вместе с главой ФРС Беном Бернанке. У Тарулло седые волосы и густые брови, внешне его можно принять за голливудского комического актера. На самом деле это жесткий по натуре интеллектуал. Его знакомые говорят, что этот юрист, успевший поработать «мыслительным тараном» ряда администраций США, — ходячая энциклопедия банковских правил. Он часто встречается с советниками Барака Обамы, чтобы обсудить актуальные вопросы. «Тарулло видит всю картину как будто с высоты 100 000 футов», — говорит о нем Лоуренс Саммерс, директор Национального экономического совета.

Тарулло и президенты

Тарулло родился в ноябре 1952 г. в Бостоне. В 1973 г. он окончил Университет Джорджтауна, а в 1974 г. — Университет Дьюка. В 1977 г. он стал доктором права, защитившись в школе права Университета Мичигана. Обучение юриспруденции он совмещал с журналистикой. В те годы Тарулло работал редактором колонки книжного обозрения журнала Michigan Law Review. Окончив учебу, Тарулло завел собственную юридическую практику в Вашингтоне.

Молодого амбициозного юриста заметили в правительстве США. Сначала Тарулло начал работать в антимонопольном отделе министерства юстиции. Потом он был специальным помощником замминистра торговли и главным советником сенатора Эдварда Кеннеди по вопросам занятости. С 1993 г. Тарулло приблизился к президентам США. Он был заместителем госсекретаря США по вопросам экономики и бизнеса, а также помощником президента США Билла Клинтона по экономическим вопросам. Одновременно с этим в 1995-1998 гг. Тарулло был личным представителем Клинтона в «большой восьмерке». С Джорджем Бушем Тарулло не работал. В период его президентства основное время Тарулло уделял преподавательской деятельности — читал курсы по международному регулированию в области финансов, международному и банковскому праву в Университете Джорджтауна. Обама вернул Тарулло в политику и финансовый сектор.

Кто и почему боится Тарулло

В 2005 г. Тарулло пригласили в офис Обамы в сенате для участия в дискуссии по экономическим вопросам. Профессор и будущий президент быстро нашли общий язык. С 2006 г. Тарулло стал активно сотрудничать с командой Обамы. Уже тогда он считал, что финансовым рынкам необходимо более жесткое регулирование. Но «активный интерес Тарулло к банковскому регулированию пока не отражается в предвыборной борьбе», писал тогда американский журнал National Journal. Но стоило разразиться финансовому кризису, как Тарулло стал крайне востребован, его идеи о пагубности слишком либерального контроля Обама с удовольствием использовал в своих предвыборных речах. После победы Барака Обамы на президентских выборах Тарулло возглавил рабочую группу по экономике штаба переходной администрации Обамы, а в декабре 2008 г. было объявлено о его назначении членом совета управляющих ФРС. Это было одно из первых громких назначений нового президента. Официально в должность Тарулло вступил 28 января этого года. Его полномочия истекают 31 января 2022 г.

В ФРС Тарулло отвечает за надзор и регулирование. Он не боится принимать смелые решения и меняет правила игры во многих сферах — от деривативов и медицинского страхования до контроля за незаконным оборотом наркотиков. В новых рекомендациях по вознаграждению банкиров, обнародованных ФРС в конце октября, явно просматривается влияние Тарулло. Он не дает спокойно жить 2858 банковским супервизорам, постоянно составляя указания на различные темы: от частных вопросов вроде того, как регуляторы должны относиться к вопросу проблемных кредитов на коммерческую недвижимость, до правил, которые еще долгие годы будут оказывать влияние на банковскую отрасль во всем мире. Несколько чиновников ФРС признались газете The Wall Street Journal, что Тарулло чересчур скептически настроен по отношению к банкам и регулирующим их деятельность чиновникам. Некоторые из них так напуганы, что стремятся утверждать у него даже решения по самым простым вопросам.

Решительный и осторожный

Как и Бен Бернанке, Тарулло превращает свои встречи с подчиненными в подобие научных семинаров. Их цель — заставить присутствующих рассмотреть проблему с разных точек зрения. Оба считают, что регулятор должен крайне осторожно подходить к любым изменениям, влияющим на решения банков. Предложения сотрудников ФРС по изменению правил выплаты вознаграждения банкирам Тарулло вернул обратно с множеством вопросов и комментариев на полях. А в октябре он публично заявил, что предстоящие реформы, в том числе в области регулирования рынка деривативов, должны проводиться с большой осторожностью. «Необходимы еще большие изменения», — заявил Тарулло в октябре, выступая на слушаниях в сенате. Он обращался к парламентариям так, будто перед ним сидели банкиры: «Речь идет о бизнес-моделях, о способах оценки рисков, о том, как вы управляете вашим банком». За весь 2008 год 38 банков подписало с ФРС соглашение, позволяющее регулятору настаивать на изменениях в их политике (это один из наиболее эффективных инструментов воздействия на банки, имеющихся в распоряжении чиновников). Но стоило Тарулло прийти в ФРС, и в этом году подобные соглашения заключили уже более 100 банков.

Повышенное внимание регуляторов имеет свои негативные стороны: оно может ухудшить ситуацию с кредитами или повредить экономике, тормозя финансовые инновации. «Все инспекторы стали очень, очень строги», — жалуется Камден Файн, президент организации Independent Community Bankers of America, лоббирующей интересы небольших банков. «Меня беспокоит, не начнутся ли перегибы», — считает один из банковских юристов, пожелавший сохранить анонимность.

Нужно ли расширять полномочия ФРС в области надзора за финансовыми институтами — это один из вопросов, зависших в конгрессе. Сейчас ФРС делит ответственность по банковскому надзору с рядом других агентств. Исключение составляет разве что контроль за материнскими компаниями ведущих американских банков вроде Citigroup Inc. и Bank of America Corp. Но Тарулло и не намеревался ждать, пока сенаторы согласуют официальное расширение полномочий. Экономисты ФРС все плотнее занимаются банковским надзором. Недавно Тарулло предложил одному из них, Патрику Паркинсону, пост главного банковского регулятора. Извлекая уроки из кризиса, экономисты начали проводить стресс-тесты, чтобы проверить, какие неприятности способны пережить частные банки. Это новый опыт для бюрократов. Раньше они полагались на наблюдение за текущей деятельностью кредитных организаций.

После нашумевших стресс-тестов крупнейших банков США, которые были завершены в мае, Тарулло заявил: «Мы определяем приоритеты и расширяем процесс проверки, чтобы лучше оценивать основные операции, риски и меры по управлению рисками крупных институтов. Эта программа будет функционировать отдельно от местных регуляторов, чтобы осуществлять независимый надзор в долгосрочной перспективе».

Чтобы свои боялись

Некоторые идеи Тарулло вызывают трения внутри самой ФРС. Например, он настаивает на том, чтобы чиновники службы несли ответственность за прошлые ошибки регулятора. Система устроена так, что полномочия по надзору за местными кредитными организациями делегированы 12 региональным федеральным резервным банкам. В этом году возглавляемая Тарулло группа выпустила внутренний отчет, в котором резко критиковала Федеральный резервный банк Атланты за слабый уровень банковского надзора. Юго-Восток США захлестнула волна крахов банков. 60-летний глава банковского надзора Федерального резервного банка Атланты уволился вскоре после назначения Тарулло. Исполняющими его обязанности ФРС назначала по очереди трех человек, причем ни один из них не был выходцем из этого банка. Ряд чиновников восприняли это как знак, что Вашингтон усиливает контроль за региональными офисами.

В итоге президент Федерального резервного банка Атланты Деннис Локхарт, работающий на этом посту с 2007 г., публично обещал пересмотреть свой стиль работы. «После такого бурного времени финансовому регулятору важно понять, что было не так в финансовой системе, пересмотреть свои внутренние процессы и практику, а также провести необходимые изменения», — передала его слова пресс-секретарь. В ближайшем будущем ожидается выпуск ряда внутренних отчетов, в том числе и по работе Федерального резервного банка Нью-Йорка, который обязан надзирать за крупнейшими банковскими холдингами США. Внутренние отчеты не новшество для ФРС. Но Тарулло придает им особое значение. «Будет брошено еще немало упреков и регуляторам, и банкам, — заявил Тарулло в июле на слушаниях в сенате. — Но проблема была не в каком-то одном недостатке, а в огромном количестве недостатков». Среди ошибок правительства он отмечает «неадекватное отношение к банковскому надзору, в том числе к роли ФРС».
Прогнозы Тарулло

В конце октября Тарулло заявил, что финансовую реформу нельзя признать успешной до тех пор, пока не будет выработан адекватный подход к системным рискам и проблеме too-big-to-fail («слишком большой, чтобы рухнуть» — системообразующие банки приходится спасать из опасения негативных последствий для экономики). Тарулло заметил, что регуляторы слишком либерально подходили к ограничениям по географии и роду деятельности банков. Из-за них в сфере финансовых услуг стала доминировать большая группа финансовых компаний, имеющих отношение к крупным частным банкам. Тарулло берет на себя смелость заглядывать в будущее и предостерегать как чиновников, так и банки. В годы будущей финансовой стабильности, говорит Тарулло, финансовая политика должна быть другой: не надо повторять ошибок, надо сделать так, чтобы при будущих финансовых кризисах государству не приходилось вмешиваться в дела финансовых гигантов, дабы предотвратить их банкротство.

Тарулло констатирует, что риск недобросовестности в финансовой индустрии вряд ли удастся полностью изжить. Но он говорит, что знает, как снизить риски. По его мнению, необходимо ужесточить требования к уровню ликвидности и риск-менеджменту банков и создать специальные требования к капиталу организации в зависимости от ее роли в экономике. Он подчеркнул, что, хотя бремя многих организаций, которые считаются слишком большими для краха, сейчас облегчено, финансовая нестабильность по-прежнему представляет угрозу для экономики: «Политики должны продолжить поиски новых мер, которыми можно дополнить осуществляемые реформы. Проблема слишком крупных банков должна быть главной при реформе регуляторов». При это он скептически отзывается о сторонниках, по его словам, «скорее провокационной идеи, чем [реального] предложения» запретить банкам заниматься одновременно кредитованием и торговлей высокорискованными ценными бумагами. «Банки доказали свою способность попадать в неприятности, занимаясь исключительно кредитованием», — объяснил Тарулло, добавив, что такое разделение никак не решает проблемы слишком крупных банков.
Детали

Тарулло женат, у него двое детей. Несмотря на высокий чин, он ездит на автомобиле Honda Accord, на бампере которого до сих пор налеплен стикер «Obama'08». The Wall Street Journal


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram