Что будет:
— резкое увеличение стоимости услуг ЖКХ
— сокращение расходов на образование, здравоохранение и культуру
— рост финансирования разделов «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»
Чего не будет:
— индексация зарплаты работников бюджетной сферы и студенческих стипендий не предусмотрена
25 мая 2009 г. президент Дмитрий Медведев выступил с Бюджетным посланием на 2010—2012 гг. Первое чтение законопроекта «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», состоявшееся 21 октября, предоставляет нам возможность сравнить, как на практике выполняются президентские задачи.
1. Обеспечение исполнения социальных обязательств
На первый взгляд в проекте бюджета эта задача выполняется — индексируются ежемесячные денежные и социальные выплаты: инвалидам (бюджетные ассигнования возрастут на 28,2%), ветеранам (на 18,2%), «чернобыльцам» (на 10,4%), семьям с детьми (на 6,3%). Размер материнского капитала также вырастет на 10,0%. В то же время общий размер ассигнований на социальную политику сокращается на 0,8%, без индексации остаются выплаты Героям СССР и России, Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы. Студенты также могут не беспокоиться — увеличение стипендий в бюджете-2010 не предусмотрено.
2. Ограничение размеров бюджетного дефицита
Размер дефицита действительно сдерживается: если в 2009 г. он составит 3 217,6 млрд рублей, то в 2010 г. — 2 936,9 млрд, или на 280,7 млрд рублей меньше. В процентном отношении к ВВП в 2009 г. дефицит будет на уровне 8,3%, в 2010 г. — 6,8%.
Но при этом из развитых стран дефицит выше нашего планируется лишь в Великобритании (9,4% ВВП) и США (8,5% ВВП). В других странах дефицит существенно меньше: от минимального в Канаде (2,2% ВВП) до максимального во Франции (5,6% ВВП). Даже у наших ближайших соседей — Белоруссии, Казахстана, Украины — дефициты прогнозируются в пределах 2–4%. Вывод прост — Россия так и не смогла умерить расходные аппетиты, хотя задача «последовательного снижения бюджетного дефицита» в целом выполняется.
3. Переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств
Режим жесткой экономии предполагает создание системы мониторинга, контроля и определения эффективности бюджетных расходов, а ее как раз и нет. Отсюда — очередные бюджетные парадоксы. Например, общая сумма расходов бюджета-2010 на финансирование 53 Федеральных целевых программ (ФЦП) составит 730,9 млрд рублей, что на 12,5% меньше по сравнению с 2009 г. В то же время 3 из 53 программ («Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2015 годы» на сумму 10,8 млрд рублей, «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010—2015 годов и на период до 2020 года» на сумму 3,2 млрд рублей и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия (2010—2012 годы)» на сумму 1,5 млрд рублей) даже не утверждены. Откуда вдруг взялись дополнительные 15,5 млрд рублей на их финансирование.
Еще пару слов об экономии. В России действуют ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» и «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)», на которые в бюджете-2010 заложено 219,6 млрд рублей. Так вот, средняя стоимость строительства 1 км автомобильной дороги в России выше, чем в ЕС-27 в 2,6 раза, в США — в 3,0 раза, в Китае — в 7,3 раза. Более того, концессионное строительство санкт-петербургской платной автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», частично финансируемое за счет бюджетных средств, обходится и вовсе в астрономическую сумму — $180 млн за 1 км.
4. Определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы
Заметим, что в Бюджетном послании президент высказался более конкретно: «Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления».
В бюджете-2010 на государственные гарантии реальному сектору предусматривается в рублях — 532,5 млрд (прирост на 15,5%), в валюте — $6,9 млрд (прирост на 38,0%). Однако к октябрю этого года российским предприятиям предоставлено порядка 20% гарантий от выделенных лимитов. Чиновник в поисках материальной выгоды не торопится выполнять президентские задачи.
Из 140,9 млрд рублей, выделенных на развитие высоких технологий и инноваций, 72,0% всех средств будет потрачено на программы, так или иначе связанные с космосом. Что касается финансирования технологического обновления, то ассигнования на ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007—2011 годы» урезаны с почти невидимых 4,5 млрд до микроскопических 3,1 млрд рублей. Попутно заметим, что в последние годы (2008—2009) финансирование затрат на исследования и разработки в России было меньше по сравнению с Францией — в 1,8 раза, Германией — в 2,3 раза, США — в 2,4 раза, Японией — в 3,1 раза.
5. Обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданам государственных услуг
Финансирование образования уменьшено на 3,5%, здравоохранения, физкультуры и спорта — на 4,5%, культуры, кинематографа и СМИ — на 5,7%. Но это, как говорится, полбеды — индексация оплаты труда работников бюджетной сферы главным финансовым документом 2010 г. не предусматривается! Исключение составляют госслужащие, суммарное довольствие которых вырастет на 0,6%, и военнослужащие (8,0%). При этом инфляция в 2009 г. прогнозируется на уровне 12,0%. Правда, правительство оговаривается: если с экономикой и бюджетными доходами все будет в порядке — тогда проиндексируем. А пока нужно повышать производительность труда (в социальной сфере?) и оптимизировать численность персонала (плодить новых безработных?).
6. Совершенствование механизмов госзакупок за счет применения современных процедур размещения заказов
В отношении инвестиционных проектов можно лишь констатировать, что, по данным Росстата, из 1396 строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы, предусмотренных к вводу в 2009 г., к настоящему моменту введены в эксплуатацию всего 18, из них на полную мощность заработали 9.
7. Определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки и структуры налогов
Не будем петь дифирамбы правительству, снизившему ставку по налогу на прибыль и заморозившему повышение отчислений на социальное налогообложение. Скажем о другом: даже по данным Росстата, доля серого сектора российской экономики в прошлом году составила 25% ВВП (по данным Всемирного банка — 49% ВВП). Что делается для легализации доходов от экономической деятельности? Практически ничего. Ни для кого не секрет, что все крупнейшие российские предприятия зарегистрированы на офшорных собственников.
Правительство по-прежнему закрывает глаза на трансфертное ценообразование. Так, по данным Счетной палаты, в 2008 г. только при экспорте кузбасского угля из-под российского налогообложения было выведено $3,6 млрд выручки. А что творится в других сферах — нефтянке, лесной промышленности, металлургии?
8. Обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств
В 2010 г. задача перед правительством будет стоять непростая: из 83 российских регионов у 65 расходы превысят доходы, а у 27 субъектов Федерации не будет хватать средств даже на первоочередные расходы. Зато с 2010 г. софинансирование из федерального бюджета расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отменяется. Нашим согражданам следует ожидать резкого увеличения стоимости услуг ЖКХ.
Об ответственности. По данным Владислава Иноземцева, в Китае ежегодно жертвами борьбы с коррупцией становится до 45 000 госслужащих и до 20 000 работников правоохранительных органов. В России за январь-сентябрь 2009 г. по коррупционным преступлениям осуждено всего 532 и 764 человека соответственно.
9. Завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы.
Единственным достижением правительства в пенсионном обеспечении нужно признать повышение размеров трудовых пенсий, решение о котором было принято еще до кризиса. Отыграть назад невозможно, поэтому в 2010 г. трансферты Пенсионному фонду возрастут с 18,9 до 25,7% расходной части федерального бюджета. В следующем году сбалансированность бюджета Пенсионного фонда, как и прежде, в основном будет обеспечиваться за счет казны, для чего предполагается выделить 1 166,3 млрд рублей (24,9% доходов фонда).
В то же время никаких движений в сторону развития негосударственных форм пенсионного обеспечения не предпринимается. Более того, в последние месяцы будущие пенсионеры начали забирать из негосударственных пенсионных фондов свои накопления.
10. Определение и реализация комплекса мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов
Об увеличении ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам и пострадавшим от техногенных аварий мы уже говорили. Но расходы на обеспечение инвалидов средствами реабилитации срезаны с 11,5 млрд до 9,4 млрд рублей, или на 18,3%. Зато совокупное финансирование разделов «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличено с 2 218,2 млрд до 2 315,6 млрд рублей, то есть на 97,4 млрд рублей. Неужели так сложно было увеличить финансирование силовиков не на 97,4 млрд, а на 95,3 млрд рублей, оставив неприкосновенными расходы на протезы, инвалидные коляски, специально оборудованные автомобили?