Российские чиновники признают, что существующая система пособий по безработице устарела. Но вопрос, как, формируя пособие, поддержать население, но при этом не воспитать в нем стремление к иждивенчеству, остается открытым.
Биржа всех уравняла
Действующая в России система пособий по безработице устарела, необходимо ее менять и переходить на страховой принцип выплат. Но не сейчас, а года через два или три, сейчас мы еще не готовы. Об этом в интервью РБК-daily заявил заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Максим Топилин. «Мы всегда говорили, что надо переходить на страховой принцип, хотя прямо сегодня это делать преждевременно, – отметил чиновник. – В 2000 году мы перешли на обычные социальные выплаты, хотя они и зависят от средней заработной платы работника. Через 2 – 3 года планируем начать переход на страховые выплаты. Это значит, что люди, которые работали и получали зарплату, получат возмещение по международным стандартам - 60 – 70% заработка».
Безработица уравнивает в правах и тех, кто получал 10 тысяч рублей, и тех, кто получал 30 тысяч
Сейчас в России действует несколько иная система начисления пособий. Теоретически, она тоже привязана к последнему заработку и исчисляется в процентах от него. Так, первые три месяца безработный получает 75% своей средней зарплаты, затем четыре месяца – 60%, а дальше 45%. Единственное ограничение: пособие не может быть больше 4900 рублей. Таким образом, безработица уравнивает в правах и тех, кто получал 10 тысяч рублей, и тех, кто получал 30 тысяч, и тех, кто получал 50 тысяч.
Страховые взносы как раз способны вновь разделить всех безработных. Потому как получавший 10 тысяч заработает пособие в 6-7 тысяч, у получавшего 30 тысяч оно составит уже 18-21 тысячу, ну а уволенные с зарплатой в 50 тысяч и вовсе будут получать по 30-35 тысяч.
Бездельничать – выгодно
Собственно, похожий механизм существует во многих странах. Год назад журнал «Власть» составлял рейтинг государств, где можно получать довольно высокое пособие, если на предыдущем месте были неплохие заработки. В десятку вошли все скандинавские страны (включая Финляндию), а также Люксембург, Германия, Нидерланды, Швейцария, Израиль и Япония. Размер пособия в них колеблется от 67% (в Японии) до 90% (в Дании), выплачивают его от 3 месяцев (Германия) до 4-х лет (Дания), а самый маленький максимальный размер выплат, которые может получить безработный в течение года, отмечается в Швеции. Здесь он ограничен 23900 долларами. Во всех остальных странах-лидерах максимальное пособие значительно превышает эти суммы.
Правда, чтобы рассчитывать именно на эти пособия, в большинстве перечисленных стран необходимо, пока работаешь, делать взносы в страховой фонд. В той же Дании, отличающейся высокими и «длинными» пособиями, как правило, размер страховых взносов составляет 8% от заработка. И это достаточно существенно. Уволят тебя или нет, воспользуешься ли ты пособиями или не придется, – неизвестно, а страховые взносы с каждой зарплаты перечислять необходимо.
Для тех, кто не хочет страховаться, пособия тоже предусмотрены, но, разумеется, их размеры куда ниже.
Спрос или мотивация?
При переходе с социальных выплат на страховые взносы России предстоит столкнуться с рядом проблем и ответить для себя на несколько вопросов. Первый и самый важный – чего мы пытаемся добиться, выплачивая пособия безработным. От этого будет зависеть и величина, и сроки выплаты пособий. Потому что если ответ – поддержать людей материально, не дать им умереть с голоду и не допустить социальных бунтов, – это один вариант. Создать стимулы для скорейшего устройства на работу, – уже второй вариант. Ну а увеличить спрос и попытаться поддержать экономику, – это уже совсем другой, третий вариант.
Все эти варианты, к слову, возможны. В мире до сих пор не определились, чем являются пособия по безработице. Существующие исследования могут подтвердить или опровергнуть любую гипотезу.
Безработные тратят пособия, оживляя, таким образом, экономику
Например, в 2004 году экономист Марк Зэнди опубликовал в США исследование, согласно результатам которого, увеличение бюджетных ассигнований на пособия по безработице является одним из лучших способов стимулировать экономику. Каждый доллар, вложенный в подобные программы, дает экономическую отдачу в размере 1,73 доллара. По этой логике безработные тратят пособия, оживляя, таким образом, экономику.
Ему ответил другой экономист – Джонатан Грубер, опубликовавший в 2007 году книгу «Общественные финансы и общественная политика». В ней он, напротив, утверждает, что увеличение пособия по безработице на 10% приводит к снижению уровня личного потребления на 2,65%.
Нет однозначных результатов и по исследованиям, касающихся наличия мотивации у безработных найти новое место. Одни указывают, что большое пособие расслабляет. Зачем искать работу, если можно неплохо жить на пособие?
Многолетние данные Бюро Статистики Труда США показывают, что большинство безработных находят себе работу в течение 2-3 недель после истечения сроков получения ими пособия. В августе 2008 года в журнале IZA Discussion Paper экономисты Алан Крюгер и Андреас Мюллер привели данные о том, как ищут работу безработные, которым выплачивается пособие, и безработные, этого пособия не имеющие. Оказалось, что те, кто получает пособие, поискам работы уделяют в полтора раза меньше времени, чем те, кто пособия не имеет.
Потолок оставят
Похоже, большинство чиновников в России согласны именно с этими исследованиями. А потому и указывают, что повышать уровень максимального пособия по безработице в нашей стране рано. По словам министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, в 35 регионах сегодня уровень прожиточного минимума для взрослого человека ниже, чем уровень максимального пособия. «Это не стимулирует к тому, чтобы искать место работы», – отмечает Голикова.
Глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев с этой точкой зрения согласен. «Такая проблема существует, – указывает он. – Более того, она существует в сельской местности, где заработок вообще оказывается иногда ниже максимального размера пособия».
В сельской местности заработок иногда оказывается ниже максимального размера пособия по безработице
Если подобной логики придерживаются и министр, и глава профильного комитета, вероятнее всего, будет пролоббирован вариант, при котором «потолок» максимальных выплат оставят даже при переходе на страховые взносы. Это одно из очертаний будущей системы.
Можно предсказать и второй признак будущей системы: если страхование сделают добровольным, оно не будет массовым. Опыт КАСКО и добровольного медицинского страхования уже показал, что страхуются россияне крайне неохотно. Следовательно, необходимо будет либо оставить и существующую систему, сделав страхование лишь довеском к ней, либо страховать всех поголовно.
В любом случае, по словам Топилина, к вопросу об изменении системы социальных пособий приступят не скоро. Для начала министерство планирует проанализировать выплаты, которые пошли на безработных в 2009 году. А затем уже и будут решать, надо ли систему реформировать, или оставить ее без изменений.