Hasbro, один из крупнейших в мире производителей игрушек, открыл представительство в Москве 23 сентября, видя "хороший рост в России", которую руководство компании называет "самым привлекательным рынком". Звучит странно для страны, где по итогам года ожидается падение ВВП на 8 процентов. Однако Hasbro не единственная компания потребительского сектора, которая удивляет неожиданно хорошими результатами в России.
Посмотрите на шведскую мебельную сеть IKEA. В июне она наделала много шуму, заявив о заморозке инвестиций в Россию из-за проблем с местной бюрократией. Было куда меньше шумихи, когда ИKЕA в августе изменила свои позиции, объявив о новых инвестпроектах. И уж совсем единицы обратили внимание на самую замечательную вещь в заявлении ИKЕА. Несмотря на кризис, шведская компания сообщила, что ожидает двузначных темпов роста продаж в России в этом году.
Это выглядит по меньшей мере загадочным. На первый взгляд, российские потребители испытали колоссальный удар.
В августе оборот розничной торговли упал на 9,8 процента к прошлому году, согласно последним данным официальной статистики. В некоторых сегментах продажи рухнули весьма существенно, особенно там, где они зависят от потребкредитов. Так, продажи автомобилей упали на 54 процента к августу прошлого года.
Но картина, возможно, вовсе не такая мрачная, как показывают эти тревожные цифры. Пока доходы одних потребителей сильно упали, другие чувствуют себя на удивление хорошо.
Недавний аналитический отчет банка Ренессанс Капитал иллюстрирует крайне неравномерное влияние кризиса на различные сегменты потребительского рынка РФ.
Кризис ударил сильнее всего по представителям среднего класса с высоким заработком и работникам компаний частного сектора, проводивших наиболее агрессивную политику сокращения издержек. Упали продажи компаний, предлагающих дорогостоящие товары для богатых клиентов.
Совсем другое дело, когда речь идет о бедных слоях российского населения. Стремясь избежать социального взрыва, российское правительство щедро накачивает деньгами карманы госслужащих и пенсионеров. В этом году зарплаты бюджетников были повышены на 19 процентов, а пенсии - на 25, заметно выше инфляции, не превысившей 10 процентов. Это весомый стимул для роста потребительского спроса, учитывая, что в бюджетной сфере занята треть россиян, а пенсионеры составляют четверть от общего населения.
Благодаря этим мерам общий располагаемый доход в России оказался значительно выше, чем ожидалось.
В первые восемь месяцев 2009 года средний доход на душу населения снизился на 0,7 процента к прошлогоднему уровню.
Это означает, что недавнее падение расходов потребителей связано главным образом с падением потребительской уверенности - есть надежда, что это временный фактор, который исчезнет, как только экономика начнет восстанавливаться. Доходы работников бюджетной сферы и пенсионеров все еще растут, поэтому неудивительно, что некоторые розничные сети продолжают объявлять хорошие результаты.
ИKЕА, работающая в сегменте относительно низких цен, может выиграть от перераспределения потребительского спроса к более дешевым товарам с более дорогих.
Как отмечает Ренессанс Капитал, по аналогичным причинам большинство российских продуктовых ритейлеров, особенно сетей дискаунтеров и гипермаркетов, продолжают показывать сильные темпы роста - на 20-30 процентов в рублевом выражении.
Этот факт - слабое утешение для компаний, продающих товары вроде автомобилей или ноутбуков. Им придется подождать до реального экономического подъема и возобновления программ кредитования. Зато он объясняет, почему в нижнем ценовом сегменте российский потребительский рынок по-прежнему проявляет удивительные признаки устойчивости.