USD 92.0535

0

EUR 98.3155

0

Brent

0

Природный газ

0

3 мин
...

Всё ещё только начинается. Реляции о победе над кризисом зазвучали слишком рано

Год назад мировая финансовая система получила удар, от которого не может оправиться до сих пор. Год назад американский инвестиционный банк Lehman Brothers объявил о банкротстве. Долги банка составляли 613 млрд долларов плюс 155 млрд долларов долгов по облигациям. Крах банка братьев Леманов парализовал финансовые рынки. Так год назад начался кризис.

Всё ещё только начинается. Реляции о победе над кризисом зазвучали слишком рано

Год назад мировая финансовая система получила удар, от которого не может оправиться до сих пор. Год назад американский инвестиционный банк Lehman Brothers объявил о банкротстве. Долги банка составляли 613 млрд долларов плюс 155 млрд долларов долгов по облигациям. Крах банка братьев Леманов парализовал финансовые рынки. Так год назад начался кризис. Впрочем, это условная дата. Рецессия в США началась еще в декабре 2007 года. Проблемы на российском фондовом рынке начались еще в июле 2008-го. Но именно банкротство одного из крупнейших банков мира стало тем водоразделом, который обозначил эпохи «до» и «после».

До гибели Lehman Brothers люди жили в прекрасном и дивном постиндустриальном мире глобализации, политкорректности и стремительного роста потребления. В мире, где самое страшное – это терроризм и глобальное потепление. В мире попкорна и безответственности, туризма и гламура. Но, как всегда в истории, люди забыли, что за безответственность и гламур надо платить. Выключившиеся финансовые рынки положили конец всему этому благолепию.

Сегодня эти «кетчупные экономисты» хором говорят об окончании кризиса

Чтобы продлить наркотический сон, правительства всего мира напечатали триллионы денег и накачали ими финансовую систему. Сегодня, через год после Lehman’а индекс S&P 500 вернулся на свои докризисные уровни. Цены на нефть барахтаются в районе уровня 70 долл за барр. Компании по всему миру выпустили облигаций на 1 трлн долл, а китайские банки роздали своим клиентам свыше 1,1 трлн долл. Американский публичный долг приблизился к 12 трлн. Денег стало еще больше, чем было до кризиса, но никого это не радует. Должны ли акции стоить столько, сколько они стоят сейчас? Если сравнивать акции с акциями, то, наверное, да, но если их сравнивать с реальным состоянием компаний? Финансовых аналитиков как-то метко назвали «кетчупными экономистами», которые оценивают справедливую стоимость банки кетчупа объемом 500 мл исходя из стоимости банки 750 мл. Сегодня эти «кетчупные экономисты» хором говорят об окончании кризиса.

Кредитный шок

Действия американского правительства напоминают действия пожарного, который заливает горящий дом таким количеством воды, что дом начинает тонуть. Проблемы банковской системы не решены. Основные экономические риски перенесены с частного сектора на уровень суверенного долга. Да и есть ли еще частный сектор? Банковская система Великобритании национализирована. Банковская система США живет за счет подпитки со стороны ФРС. Но главная проблема не в этом. Главная проблема в том, что безработица продолжает расти, а спрос продолжает падать. Пока падает спрос, компании не начнут получать прибыль. Пока они не начнут получать прибыль, они не начнут поднимать зарплаты и нанимать новых работников. Сегодня стимулировать потребление можно только прямыми выплатами из государственного бюджета (см. программу «деньги в обмен на драндулеты»). Но проблема в том, что подобные программы не изменяют долгосрочного спроса. Они лишь стимулируют его всплеск сейчас за счет гораздо большего падения завтра.

Должно произойти еще одно важное событие: должен лопнуть пузырь государственной помощи

Даже дешевые кредиты не помогут. Кредитный шок, который испытали компании и домохозяйства после краха Lehman’а, привел к тому, что они не хотят брать новые кредиты. Они хотят рефинансировать старые долги и накапливать деньги. Этот феномен уже был отмечен в Японии в 90-е годы. Тогда компании не брали даже очень дешевые кредиты, предпочитая «жить по средствам». Но дело в том, что в условиях низких прибылей быстрый рост возможен только на заемные деньги. И это значит, что нас ждет эпоха стагнации: медленного роста или его отсутствия.

Однако, до того, как эта эпоха наступит, должно произойти еще одно важное событие: должен лопнуть пузырь государственной помощи. Ведь, действительно, какая разница кто разогревает цены на активы – частные спекулянты или государственные институты? Результат всегда один и тот же: рано или поздно приток новых денег прекращается, и пирамида начинает рушиться. Сейчас мы наблюдаем, как квазигосударственные деньги разогревают кредитный, фондовый, сырьевой и прочие рынки. Чем дольше будут разогревать, тем сильнее будет падение. И тут есть одно «но» - если банкротство Lehman Brothers привело к параличу финансовых рынков, то банкротство США или Великобритании приведет к параличу мировой экономики и политическому коллапсу. Поэтому вполне возможно, что произошедшее год назад, будет рассматриваться историками всего лишь как прелюдия или же незначительный эпизод накануне действительно масштабных событий.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram