Продолжаем изучать бизнесы друзей и знакомых Владимира Путина. В некоторых из них очень рано проснулся предпринимательский талант, еще до того, как Путин занял лидирующие позиции. Однако, по совпадению, расцвет бизнесов пришелся как раз на его возвышение. В первой публикации мы рассматривали братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов и их связь с посредническими структурами в системе «Газпрома» («Новая газета» № 68), во второй — бывшего научного руководителя Путина Валерия Мусина, который стал независимым директором «Газпрома» («Новая газета» № 74). Рассмотрим теперь многогранные бизнесы друга российского премьера Геннадия Тимченко. Через него на экспорт проходит около трети российской нефти и нефтепродуктов.
Швейцарские затворники
В Женеве, если оставить позади старый город и мосты и пройтись вдоль Женевского озера до набережной Гюстава Адора, очень скоро на холме по правую руку покажутся утопающие в зелени респектабельные особняки богатого предместья Колоньи, прославленного тишиной, покоем и чистым воздухом. В августе на набережной обычно проходит марафон официантов, и серьезные граждане в строгих костюмах с подносами в руках устремляются к финишу, соревнуясь, кто придет первым и не расплескает напитки. А в особняках на холме живут не менее серьезные люди, которые тоже стараются не расплескать свое состояние.
Особняк Геннадия Тимченко. Женева, эстакада Колоньи, 10 |
Раньше в Колоньи снимали дома романтические поэты Байрон и Шелли. Теперь здесь обосновались прагматики. Повернувшись спиной к озеру, яхт-клубу и веренице больших и малых лодок у длинных причалов, поднимитесь по эстакаде Колоньи, делающей изгиб среди зелени. Метров через триста справа будут внушительные металлические ворота, над которыми раскинулись деревья. Высокая ограда и густая растительность скрывают особняк по адресу: эстакада Колоньи, 10. Это дом старого знакомого Владимира Путина нефтетрейдера Геннадия Тимченко — владельца группы «Гунвор» (Gunvor), среди партнеров которой подконтрольные государству российские сырьевые гиганты «Роснефть» и «Газпромнефть». В 2008 году «Форбс» оценил состояние Тимченко в 2,5 млрд долларов, в кризисном 2009-м — в 400 миллионов. Как упоминала FT, в 2008-м доходы группы могли составить 70 млрд долларов.
Очень открытым хозяина виллы не назовешь. Она прячется за густой растительностью или забором и не видна с общественных дорог. Остальные дороги — частные. Но соседи говорят, что тоже ничего не видят из-за деревьев и не так давно построенной ограды. Они не знают, что происходит на вилле, отмечают только, что, похоже, там шел продолжительный ремонт.
Впрочем, есть один сосед, который, возможно, осведомлен лучше. Через эстакаду Колоньи ближе к Женевскому озеру в доме № 5, почти напротив особняка Тимченко, живет второй владелец группы «Гунвор» — швед Торбьерн Торнквист. Его дом тоже не самый открытый: как знать, может, сказывается долгое общение с российскими партнерами? В девяностые годы, когда он работал на эстонских предпринимателей, тесно связанных с россиянами, в Эстонии его в шутку прозвали Торбьерн Торнквист Иванович. Впрочем, во всем мире нефтетрейдеры своей открытостью и прозрачностью вовсе не напоминают Женевское озеро и воздух предместья Колоньи.
Увеличить |
Увеличить |
А есть ли холдинг?
Видимо, романтика предместья все же проникла за металлические ворота особняка Геннадия Тимченко. Как иначе объяснить, почему холдинг именуется «Клиаруотер» (Clearwater), в дословном переводе холдинг «прозрачной воды»? Именно такое название мы встретили в контракте принадлежащей «Гунвору» компании «Клиарлейк Шиппинг» с подконтрольным государству российским «Совкомфлотом» о фрахте танкеров. Источник, близкий к «Совкомфлоту», подтвердил подлинность контракта.
«Клиарлейк» показала в нем свою принадлежность и раскрыла структуру холдинга Clearwater Advisors Corp Group. В контракте сказано, что в состав этого холдинга входит несколько компаний, зарегистрированных преимущественно на Британских Виргинских островах, а также в Швейцарии, Швеции и Финляндии: «Гунвор Интернешнл» (Gunvor International Ltd.), «Гунвор Сервисез» (Gunvor Serviсes SA) (в настоящее время — в ликвидации), «Клиарлейк Шиппинг» (Clearlake Shipping Ltd), «Клиарлейк инвест» (Clearlake Invest Ltd), «Уотервей Петролеум» (Waterway Petroleum Ltd), «Меервинд» (Meerwind AB) и «Алексия Шиппинг» (Alexia Shipping AB OY) (см. схему). Компании специализируются на торговле, транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов. «Гунвор» не ответил на вопрос «Новой», насколько актуальна структура холдинга.
Связь между этими компаниями прослеживается также на уровне учредителей адресов и руководителей. «Клиарлейк Шиппинг» с Виргинских островов учреждена «Гунвор Интернешнл» с островной пропиской. У «Клиарлейк» на островах был такой же адрес, что у «Уотервей Петролеум». Последний для связи указал телефон московского офиса ООО «Гунвор». Учредителем офиса выступала шведская компания «Меервинд», она же учреждала финскую «Алексия Шиппинг». А председатель правления «Алексии» адвокат Свен Андерс Ольссон — директор «Меервинд».
Этот адвокат также выступал директором шведской фирмы «Ветлуна» (Vetluna AB). С 2006 года она является учредителем знаменитой эстонской компании «Таркона» (Tarcona), которая занимается нефтяным транзитом в Эстонии. Мы связались с Ольссоном, и на вопрос «Новой», работал ли он на Тимченко, или, быть может, до сих пор работает, он ответил, что контактирует с ним, но вдаваться в подробности не захотел.
Головная структура «Гунвора» (Gunvor International BV) зарегистрирована в Амстердаме (Нидерланды), ее учредила кипрская фирма (Gunvor Cyprus Holding Limited). Амстердамский «Гунвор» и «Гунвор» с Виргинских островов имеют представительства в Женеве. Секретарь в представительстве говорит, что главный офис в Женеве один.
Проанализировав связи всех этих компаний и фигур, входящих в их руководство, «Новая» обнаружила скандально известного американского нефтетрейдера, к которому у прокуроров в США было немало вопросов, а также не пересекающиеся с «Гунвором» бизнесы Геннадия Тимченко и его супруги Елены в Финляндии и на Лазурном Берегу Франции.
Американские связи
«Гунвор» выступает одним из двух основных акционеров американского нефтетрейдера «Кастор» (группа включает Castor Petroleum Ltd и Castor Americas Inc), информацию об этом можно найти на сайте «Кастора».
«Кастор» сообщает о себе как о крупнейшем независимом нефтетрейдере на Западном побережье США: 300 000 баррелей в день из стран Латинской Америки, Африки и арабского мира. Группа имеет офисы в Нью-Йорке, Женеве и столице Эквадора Кито, фрахтует от 8 до 10 танкеров, арендует тихоокеанский терминал в Порту Армуэлес и атлантический в Чирики Гранде (Панама), соединенные неф-тепроводом .
Другим крупным акционером «Кастора» является «Таурус Петролеум» (Taurus Petroleum Ltd). После российско-грузинского военного конфликта в ноябре 2008 году «Таурус Петролеум» очередной раз выиграл тендер госнефтекомпании Азербайджана на экспорт 600 тысяч баррелей азербайджанской нефти из грузинского порта Супса. В том, что партнер друга Владимира Путина получает нефть через грузинский порт, нет ничего страшного и ничего личного — только бизнес.
Впрочем, американский нефтетрейдер заявляет, что управляется независимо от деятельности основных акционеров. И это заявление очень кстати, поскольку и «Таурус» и «Кастор» связаны с именем известного американского нефтетрейдера Бенджамина Поллнера (Ben R. Pollner). В 2004 году американские правоохранительные органы хотели допросить его по делу о торговле иракской нефтью в обход санкций ООН в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Предполагали, что он стоит за двумя фирмами из Лихтенштейна (Fenar Petroleum и Alcon Petroleum) — крупных покупателей иракской нефти.
Согласно отчету Пола Волкера — главы независимой комиссии по расследованию манипуляций в рамках ооновской программы, две эти маленькие лихтенштейнские конторы экспортировали иракской нефти на 2,47 миллиарда долларов и платили десятки миллионов в качестве отката режиму Саддама Хусейна. По совпадению, эти же две фирмы продавали нефть почти исключительно «Таурусу» Бенджамина Поллнера. В 2004 году шестидесятилетний Поллнер уехал из США прямо из-под носа людей из офиса манхэттенского окружного прокурора (об этом сообщал BusinessWeek) и продолжил управлять «Таурусом» из Швейцарии.
К слову, «Гунвор» тоже упоминался в отчете Пола Волкера о манипуляциях с иракской нефтью (см. «Новую газету» № 85 за 2005 год). В итоговый доклад комиссии попали Gunvor International Ltd и Gunvor Energy Ltd, как сказано в отчете, они имели отношение к контрактам российской «Зарубежнефти» (24 980 781 баррель) на сумму около 500 млн долларов. Источником комиссии послужил государственный секретариат экономических дел Швейцарии. В «Зарубежнефти» тогда подтвердили, что у них были контракты в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», но заявили, что никогда не проводили неавторизованных выплат.
«Гунвор» и Поллнера связывает не только то, что «Гунвор» акционер «Кастора»; в Швейцарии на них работали одни и те же люди. «Новая» выяснила, что в документах швейцарского коммерческого регистра на декабрь 2008 года Поллнер числился президентом «Кастор Петролеум» (Castor Petroleum Ltd) и «Кастор Энерджи» (Castor Energy SA), расположенных по одному адресу на улице де Марше в центре Женевы. Как минимум три человека, которые работали в женевском представительстве «Гунвора», работали на «Кастор Петролеум» и «Кастор Энерджи». Доверенные «Гунвора» Жерон Шуринк и Хосе Мигель Орти Банерас имели право коллективной подписи в «Касторе», доверенный «Гунвора» Тимоти Леж значился вице-президентом «Кастор Петролеум». В женевском офисе «Кастора» говорят, что не могут ничего комментировать. Ни Бенджамин Поллнер, ни его представитель в нью-йоркском офисе не ответили на наше письмо.
Рич и «сыновья»
Бенджамина Р. Поллнера американский журнал BusinessWeek причислил к «команде Рича» — миру, созданному американским миллиардером Марком Ричем, который скрывался от правосудия до того, как был помилован Биллом Клинтоном в последний день его президентских полномочий в 2001 году. Пресса присвоила Ричу звание первопроходца «трейдинга на войне»: когда трейдер получает от стран, находящихся в кризисе, право на перепродажу их нефти. В американском обвинительном заключении имя Рича появилось в 1983 году. Тогда он уехал в Швейцарию.
Крупнейшие нефтетрейдеры мира обязаны Ричу: на него работали те, кто впоследствии основал Trafigura, кроме того, Рич был владельцем Glencore (в то время Marc Rich&Co), пока не продал свою долю менеджменту компании в 1993 — 1994 годах. В начале 1990-х Рич активно действовал на постсоветском пространстве, знал многих российских бизнесменов.
BusinessWeek ссылался на материалы Middle East Economic Survey (данные о танкерных перевозках на Ближнем Востоке), утверждая, что в 2001 году Рич и «Таурус Петролеум» покупали иракскую нефть через несуществующую сегодня фирму Zerich. Журнал приводит сведения из доклада ЦРУ о том, что эта фирма служила прикрытием для многих получателей нефтяных квот от Ирака, включая российские и украинские организации. Однако на сайте «Марк Рич Групп» (The Marc Rich Group) утверждается, что в Швейцарии проводилось расследование относительно Рича и следователи пришли к выводу, что незаконных действий с его стороны не было. В «Марк Рич Групп» не пожелали вспоминать, был ли Рич связан с Поллнером, и не ответили на письмо «Новой».
Финские крылья
К северу от Хельсинки есть город Вантаа с административным центром в районе Тиккурила. Город почти примыкает к Хельсинки и служит главным логистическим узлом страны. В Вантаа расположен крупнейший аэропорт Финляндии. И офис компании бизнес-авиации «Эирфикс Авиэйшн» (Airfix Aviation OY), в правление которой, по данным финского коммерческого регистра, входит Геннадий Тимченко. Председатель правления — адвокат Свен Андерс Ольссон уже знаком нам как директор компании «Меервинд» (учредителя московского офиса «Гунвор»), директор фирмы «Ветлуна» (учредитель эстонской Tarcona) и председатель правления «Алексии Шиппинг».
«Эйрфикс» предлагает состоятельным клиентам воспользоваться самолетами бизнес-класса (Falcon 7X, Falcon 900XR, Falcon 2000XR, Falcon 2000, Global Express XRS и Citation X), которые составляют флот авиакомпании. Она также оказывает услуги по управлению личными самолетами клиентов, обеспечивает техническую поддержку и наземное обслуживание.
Присутствие Тимченко в авиабизнесе — это нечто новое. Но в компании точно набрали в рот воды и говорить не желают, ссылаясь на то, что гендиректор в отпуске.
Сборник герцога
Маленькое, но великое княжество Люксембург в центре Европы особенно привлекательно своим льготным налоговым законодательством. Местные власти пока сопротивляются давлению со стороны соседей по Евросоюзу, которых не очень устраивает наличие под боком такого налогового рая. Зато предпринимателям этот рай по душе.
Именно в Люксембурге зарегистрировано несколько фирм, связанных с Геннадием Тимченко и его супругой Еленой. Связи этих фирм приводят в Россию и во Францию.
В официальном сборнике великого герцога Люксембурга об обществах и ассоциациях, в котором компании обязаны сообщать информацию о себе, Геннадий Тимченко был отмечен как владелец и директор «Керринг Финанс» (Carring Finance SA) и «Маплес» (Maples SA). Содиректором этих фирм выступала супруга Тимченко — Елена.
Сборник великого герцога хорош не только тем, что раскрывает информацию о фирмах, там указаны адреса владельцев акций и директоров (в случае с Геннадием и Еленой Тимченко это Женева, эстакада Колоньи, 10).
Тимченко владел 0,1% «Керринг Финанс» и 0,01% «Маплес». Схема замыкалась на Британские Виргинские острова (где сосредоточены несколько фирм «Гунвора» Тимченко). Зарегистрированная там фирма «Бейкер групп сервисез» (Baker Group Services Limited) контролировала 99,9% «Керринг Финанс», а последняя, в свою очередь, 99,99% «Маплес». «Маплес» между тем владеет 72,78% «Трансойл СНГ» — питерской компанией, которая имеет 9,577% банка «Россия» Юрия Ковальчука (см. схему).
Поскольку Елена Тимченко выступала содиректором «Керринг» и «Маплес», можно предположить, что бизнес Тимченко является отчасти семейным и его супруге отводится в нем не последняя роль.
Елена Тимченко вместе с мужем в равных долях владела люксембургской фирмой «Согеко Партисипейшн» (Sogeco Perticipation Sarl), последняя являлась основным владельцем «Согеко Холдинг» (Sogeco Holding SA), директорами которой значились Геннадий и Елена Тимченко.
«Новая» обнаружила упоминание «Согеко» во французском коммерческом регистре. По его данным, представитель «Согеко Холдинг» Елена Тимченко является президентом отеля «Ле Клуб де Кавалери» (Le Club de Cavaliere). И это обстоятельство переносит нас на Лазурный Берег Франции.
Бывшая рыбацкая деревня Ле-Лаванду — теперь курортный город с песчаными пляжами и видом на Йерские острова. Здесь умер и похоронен поэт Саша Черный, а сейчас действует юридический запрет на смерть, поскольку хоронить практически негде. В этом оптимистическом и довольно теплом месте, примерно в тринадцати минутах езды на восток от центра города, вблизи берега распололожена четырехзвездочная гостиница «Ле Клуб де Кавалери» с бассейном, экзотическим садом и частным пляжем. На вопрос о Елене Тимченко приветливая девушка, которая принимает звонки, любезно сообщает, что госпожа Тимченко не только президент, но и владелец отеля.
В соседней Швейцарии Елена Тимченко стала президентом «Фонда Нева» (Fondation Neva). Этот фонд социальной и культурной направленности находится в доме на набережной Гюстава Адора, буквально через парк от особняка Тимченко.
Больше недели назад «Новая» направила вопросы Геннадию и Елене Тимченко, а также предствителям «Гунвора». Ответов не последовало.
«Трансойл» и «Сургутэкс»
«Трансойл СНГ», которым владеет люксембургская фирма Геннадия и Елены Тимченко, имеет любопытные связи с компанией «Сургутэкс» — трейдером «Киришского нефтеперерабатывающего завода» (принадлежит «Сургутнефтегазу»). «Сургутэксом» на 49% владеет питерец Петр Колбин, а на 51% кипрская «Инфотагит Консультантс Лимитед» (Infotarget Consultants Limited). Гендиректор «Трансойл СНГ» (по данным СКРИН) Сергей Филиппенков с 2001 года — советник гендиректора «Сургутэкса». В «Сургутэксе» ситуацию не комментируют.
Сергей Филиппенков также выступал гендиректором московской фирмы «Тартэкс» и питерской «Аркада», владельцем которых числится все тот же кипрский «Инфотагит». Филиппенков возглавляет питерскую фирму «Успех», которой принадлежит 10,79% известной в Санкт-Петербурге страховой компании «Альма». Ее клиентами являются «Сургутэкс», «Сургутнефтегаз», «Гунвор Интернешнл» и питерский производитель теплоизоляционных материалов «Пеноплэкс», среди учредителей которого был Тимченко. Еще один интересный клиент — «Ювелирная сеть-585». Учредителем последней выступал Антон Петров — сын Геннадия Петрова, арестованного в Испании по обвинению в неуплате налогов и создании преступного сообщества.
Гендиректор «Трансойл СНГ» Филиппенков входит в совет директоров страховой компании «Регионгарант» вместе с представителями «Сургутэкса», который владеет ею на 100%. В ревизионной комиссии «Регионгаранта» присутствует замгендиректора «Трансойл СНГ». Стратегическим партнером страховой компании и одним из бывших ее совладельцев является «Газпромбанк». Другие партнеры и клиенты — предприятия сферы строительства, ремонта и реконструкции дорог и мостов.
Получить подробное объяснение, почему в России, крупнейшие, в том числе подконтрольные государству, компании продают значительные объемы нефти структуре Геннадия Тимченко, довольно сложно. Обычный ответ гласит, что он предлагает лучшие условия. И точка.
— Я предъявил иски к «Роснефти», «Сургутнефтегазу» и «Газпромнефти», поскольку они не предоставляют детальную информацию о сделках с «Гунвором», — говорит миноритарный акционер «Газпрома», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» Алексей Навальный. — В России суды проиграны.
По мнению Навального, при упоминании «Гунвора» российским бизнесменам и чиновникам становится все понятно без каких-либо указаний сверху.
Размышляя о явлении друзей российского премьера в бизнесе, безотносительно Геннадия Тимченко или других имен, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин упоминает о том, что каждый лидер приводит свою команду. А в России, похоже, нет различий между командой госслужащих и предпринимателей, все они занимаются бизнесом правящей группировки.
— Думаю, в том, что Владимир Путин помогает друзьям, нет никаких сомнений, это часть его политики, его стиля. Он очень предан своей команде, — полагает Ясин.
Справка «Новой»
Геннадий Тимченко помимо того, что является владельцем «Гунвора» — третьего по величине нефтетрейдера в мире, — контролирует и другие активы. «Гунвор» выступает совладельцем «Роснефтьбункера», который строит терминал по перевалке нефтеналивных грузов в порту Усть-Луга мощностью 25 миллионов тонн. Вместе с Новороссийским морским торговым портом «Гунвор» строит мазутный терминал мощностью до 4 млн тонн. Люксембургский фонд Volga Resources, основным бенефициаром которого является Тимченко, доводит долю в «Новатэке» — второй по величине газовой компании в России — до 18,2% (19,39% «Новатэка» контролирует «Газпром»), также фонд довел долю в «Стройтрансгазе» (подрядчике «Газпрома») до 79,6%. Подконтрольная Тимченко «Трансойл СНГ» владеет 9,577% питерского банка «Россия», основным акционером и председателем совета директоров которого является друг Владимира Путина Юрий Ковальчук. Вместе с еще одним другом Путина — Аркадием Ротенбергом — Тимченко учреждал питерский клуб дзюдо «Явара-Нева», почетным президентом которого числится Путин.
Материал подготовлен при поддержке SCOOP — проекта Датской ассоциации журналистов-расследователей.