USD 87.7805

-0.24

EUR 95.7591

-0.28

Brent 82.28

-0.05

Природный газ 2.279

+0.01

3 мин
...

Найди десять отличий... кризиса

Общеизвестный факт - нынешний кризис не похож ни на один из тех, что случались в мировой экономике. Он пошел своим путем. Чем же конкретно он отличается от предыдущих катаклизмов? Системно ответить на этот вопрос попытался журнал Time, который решил поиграть в популярную забаву - "найди 10 отличий".

Найди десять отличий... кризиса

Общеизвестный факт - нынешний кризис не похож ни на один из тех, что случались в мировой экономике. Он пошел своим путем. Чем же конкретно он отличается от предыдущих катаклизмов? Системно ответить на этот вопрос попытался журнал Time, который решил поиграть в популярную забаву - "найди 10 отличий".

Действительно, нынешний кризис разбивает все теории. Его первое, и главное, отличие от предыдущих катаклизмов - последствия для богатых. Считается, что в кризис их состояния только увеличиваются. Сейчас все наоборот. Все больше бизнесменов разоряется из-за того, что акции падают в цене.

Второе отличие - кредиты не дешевеют. Обычно в кризис государство снижает ключевые процентные ставки. Вслед за ним умеряют свой аппетит и банки, удешевляя кредиты для компаний и граждан. Все это способствует росту потребительской активности и восстановлению потребления. Но так было раньше. А теперь задолженность по кредитам настолько велика, что банки боятся выдавать новые кредиты. Вот и остается процентная ставка на заоблачном уровне, доступном лишь избранным.

Третье отличие - бум продаж билетов в кинотеатры. Казалось бы, когда денег нет, то остается только сидеть дома и смотреть телевизор. Походы же в кинотеатр вспоминать как любимое развлечение, оставшееся в прошлом. Но сейчас все иначе. За последний год количество любителей похрустеть попкорном в кино увеличилось на 9%, а доходы кинотеатров выросли на 11%.

Четвертое отличие - кризис плохо сказывается не только на материальном состоянии, но и на интимной жизни граждан. Видимо, из-за финансовых проблем и страха потерять работу у людей уже не остается ни сил, ни желания уделить внимание своей второй половинке. Вот и получается, что рождаемость падает. И продажи средств контрацепции тоже уменьшаются.

Впрочем, в кризис отдыхают не только от своих супругов. И об этом свидетельствует пятое - "индустрия греха" страдает наравне с другими.

Существует мнение, что в тяжелые времена люди погружаются в пучину пороков - начинают пьянствовать, курить и играть в азартные игры. Но эти отрасли тоже тяжело переживают кризис. Алкогольная промышленность - самый яркий пример. Во времена спада 2001 года поступления от продажи алкоголя в казну США выросли на 1,5%, как и можно было ожидать. А в 2008 году они, наоборот, сокращаются - более чем на 5%. Так что алкоголь и казино оказались для людей слишком дорогими и ненужными в кризис.

А вот на еде люди не экономят, что является шестым отличием нынешнего кризиса. Казалось бы, когда приходится считать последние копейки, то негоже устраивать пиршество желудку. Ан нет. Продажи компании, занимающейся производством дешевых консервированных супов, за последний квартал уменьшились на 7%. Зато во время кризиса люди стали чаще думать о здоровой пище. Это совершенно неожиданное, седьмое отличие текущего катаклизма. Рынок экологически здоровых продуктов увеличился в этом году на 6%. Хотя овощи и фрукты, выращенные без пестицидов, дороже обычных, и, по прогнозам экспертов, "зеленый" рынок должен был упасть.

Восьмое отличие - отсутствие "тихой гавани". Если раньше инвесторы могли пережить бурю в спокойном месте (недвижимость, акции кризисоустойчивых компаний, сырье), где скрывали на время свои сбережения, то сейчас все гавани затоплены. Инвесторы уже не мечтают о получении прибыли, они лишь хотят сохранить то, что осталось. Зато совершенно неожиданный сюрприз преподнесла мировая торговля. Обычно в период кризиса в ней наблюдается спад. Но сейчас этого не произошло. Государства, которые не слишком зависят от импорта (например, Китай), стали стимулировать внутреннее потребление. И это девятое отличие.

При этом упал спрос на товары, которые раньше в критические моменты оказывались в особой цене. Прежде всего это декоративная косметика. Есть даже такой маркетинговый термин - эффект губной помады. Когда все плохо и дорого, женщины начинают активнее скупать мелкие товары, которые и стоят недорого, и приносят много удовольствия. Теперь все по-другому. Десятое отличие - в этот кризис женщины устроили настоящий бойкот сервису красоты. Например, доходы маникюрных салонов сократились на четверть.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram