USD 90.6842

-0.56

EUR 97.444

-0.78

Brent 78.68

-0.02

Природный газ 2.002

0

3 мин
...

Не в коня корм

Финансовые власти мира стоят перед необходимостью вернуть «антикризисную» помощь. Лето оказалось поистине приятным временем года. Помимо солнца и отпусков оно порадовало публику еще и разговорами об окончании кризиса. Фондовые рынки, притормозив в июне, затем продолжили бодрый рост, сырьевые товары возвращаются к докризисным рубежам, нефть штурмует отметку в 75 долларов за баррель

Не в коня корм

Лето оказалось поистине приятным временем года. Помимо солнца и отпусков оно порадовало публику еще и разговорами об окончании кризиса. Фондовые рынки, притормозив в июне, затем продолжили бодрый рост, сырьевые товары возвращаются к докризисным рубежам, нефть штурмует отметку в 75 долларов за баррель. Лепота. Лагерь экономистов разделился на тех, кто уверен, что впереди только звезды, и тех, кто сеет панику. Последние утверждают, что рост бюджетных дефицитов и накачка деньгами экономики приведет к всплеску инфляции и новому витку кризиса. Первые возражают, что банки не дают кредитов, так что деньги не попадают в экономику, и инфляция не разгоняется. А когда банки все-таки осмелеют, власти успеют изъять «лишние» баксы и евро.

Когда отберут деньги?

Такого мнения придерживается, в частности, вице-президент ЕЦБ Лукас Пападемос. В интервью Handelsblatt он заявил, что «вместо того чтобы предоставлять банкам неограниченно ликвидность в течение шести месяцев по фиксированной процентной ставке, мы им предлагаем ограниченную сумму, для получения которой банки могут посылать заявки — так же, как мы это делали раньше. Такое изменение процесса тендера позволило бы нам постепенно сокращать объемы ликвидности». Однако, это в теории, а древо жизни еще даже зеленеть не начало. Ведь, один из важнейших вопросов: сумеют ли центробанки угадать момент? Сам Пападемос не знает, когда надо прекращать денежную накачку: «Невозможно предсказать с какой-либо степенью уверенности правильный момент для изъятия ликвидности», - признает он.

Производных ценных бумаг «напроизводили» на сумму равную 600 трлн долларов. Заменять их все – никакого печатного станка не хватит

По мнению главного экономиста ИК «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, нынешняя накачка приводит к замене квазиденег реальными деньгами и выравнивает балансы банков. Поэтому никакой инфляции на выходе из кризиса не будет: «Сейчас мы наблюдаем наращивание денежной массы M2, пузыри, вызванные этим процессом, традиционные – они все время возникают и лопаются, - сказал Гавриленков в интервью сайту Slon.ru. - Если говорить о мегапузырях, сопоставимых по масштабам с теми пузырями, которые недавно лопнули на рынке недвижимости, я думаю, что природа вот такого большого пузыря не в динамике денежной массы М2. Тогда был период, когда появлялись квазиденьги, производные, все эти ценные бумаги, которые эмитировались не денежными властями, а частными финансовыми институтами. Под эти квазиденьги брались определенные финансовые обязательства, кредиты. Хотя рост денежной массы М2 был умеренным, но М3 рост быстрее. ФРС даже перестала публиковать М3, потому что сбилась со счета. Именно это приводило к пузырю – появление такого бесконтрольного количества квазиденег». Поэтому, по его словам, нынешняя накачка позволяет восстановить баланс между активами и обязательствами банковского сектора, заменяя квазиденьги реальными.

Как только ФРС начнет поднимать ставки, экономика вновь войдет в депрессивное состояние, сопровождаемое «взрывами» «пузырей»

Впрочем, тут есть проблема. Производных ценных бумаг «напроизводили» на сумму равную 600 трлн долларов. Заменять их все – никакого печатного станка не хватит. К тому же, если обязательства по квазиденьгам лежали на частных финансовых институтах, то новые эмиссионные обязательства ложатся на балансы центробанков, той же ФРС, а так же на долговые обязательства правительств. В США и Великобритании дефицит бюджета уже превысил 10% ВВП. А ведь если банкротство «Леман Бразерс» привело к обвалу, то банкротство американского или британского правительства приведет к настоящей катастрофе.

Кто заплатит за «дешёвые деньги»?

Есть и еще одна сторона этой проблемы – процентные ставки. Сейчас ФРС кредитует американские банки под 0,1% годовых. Когда-то в 2002 году она кредитовала их под 1%. Этот один процент и привел к надуванию ипотечного «пузыря», который лопнул, как только ставки выросли до вменяемых величин. Очевидно, что как только ФРС начнет поднимать ставки, экономика вновь войдет в депрессивное состояние, сопровождаемое «взрывами» «пузырей», поскольку и нынешний «рост» - это рост «пузырей», а не реального производства.

Так что у монетарных властей есть два пути. Первый – максимально долго оставлять ставки низкими, а печатный станок - включенным. Это приведет к разгону инфляции, гасить которую придется ценой прекращения экономического роста. Второй путь – это начать ужесточать денежную политику до того, как экономика выйдет на устойчивый повышательный тренд. Но это приведет лишь к усилению спада. Наглядный пример тому – Россия, которая продемонстрировала один из самых сильных обвалов ВВП, который произошел не в последнюю очередь из-за ужесточения денежной политики в период кризиса. Если руководство ФРС и ЕЦБ сможет пройти между этими Сциллой и Харибдой, ему надо будет поставить коллективный памятник.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram