Кризис множит по миру число городов-призраков. В них стремительно превращаются еще недавно цветущие и крупные поселения в США, России, Китае и Европе. Ряды привидений пополняются в основном за счет моногородов, вся жизнь в которых завязана на единственном градообразующем предприятии.
Как показало исследование Института региональной политики, сегодня в России насчитывается 460 моногородов. Это составляет 40% всех российских городов, а проживает в них и прилегающих к ним районах 25% населения страны. Во время кризиса все они находятся в зоне риска: закрытие одного предприятия может привести к смерти целого города.
Промышленные предприятия не только обеспечивают тысячи людей работой, но и финансируют социальную сферу. Теперь же, когда их прибыль сократилась в 4-5 раз, обеспечивать инфраструктуру они не в состоянии.
В России уже существует множество городов, для которых упадок промышленности был равносилен гибели. Некоторым из них удалось перепрофилироваться, но в большинстве из этих городов-призраков жизнь остановилась еще в конце XX века.
Замороженный
Кадыкчан - поселок городского типа в Магаданской области. Название города в переводе с эвенкского означает "Долина смерти". Теперешний облик города как нельзя лучше соответствует этому названию.
Город был основан в годы Великой Отечественной войны как рабочий поселок при угледобывающем предприятии. На добываемом в Кадыкчане каменном угле работала Аркагалинская ТЭЦ, снабжавшая электроэнергией практически всю Магаданскую область.
Население поселка некогда насчитывало 6 тысяч человек. Количество жителей резко сократилось после взрыва на одной из шахт, произошедшего в сентябре 1996 года. Тогда же было принято решение закрыть город.
Несколько лет спустя была заморожена единственная котельная в городе, после чего условия там стали непригодными для жизни. На тот момент в Кадыкчане проживало 400 человек, которые отказывались выезжать.
В 2003 году Кадыкчану был присвоен статус неэффективного города, а переселение жителей должно было произойти на основании закона. К 2007 году население поселка составляло всего 287 человек.
Пустырь за полярным кругом
Амдерма - поселок городского типа в Ненецком автономном округе. Он расположен на берегу Карского моря за Северным полярным кругом.
Поселок был основан в 1933 году на месте рудника по добыче флюорита. В 1936 году Амдерма получает статус поселка городского типа. По окончании Великой Отечественной войны были открыты новые, более выгодные месторождения флюорита, и амдерминский рудник был закрыт. Однако город продолжил существование в качестве базы по освоению Арктики.
В 80-е годы добычу флюорита в Амдерме восстановили, но ненадолго. В 90-е появилась идея добычи щебня, однако она так и не была претворена в жизнь из-за неэффективности. Промышленность пришла в упадок.
В городе располагалась военная база ПВО, которая была закрыта в 1993 году. В 1995-м закрыта мерзлотная лаборатория, занимавшаяся исследованиями вечной мерзлоты.
Население Амдермы достигло максимальной отметки 10 тысяч человек в 80-е годы. За последние два десятилетия оно резко сократилось - в 2009 году в поселке проживает не более 300 человек.
Тем не менее надежда на возрождение города есть - в будущем Амдерма может стать базой для освоения новых нефтегазоносных месторождений. Правда, этому проекту уже несколько лет, а изменений пока нет.
Город, превращенный в стрельбище
Летом 1942 года на реке Хальмер-Ю геологами было открыто месторождение редкого коксующегося угля. Шахта начала свою работу в 1957 году, объем среднесуточной добычи составлял 250 тонн.
С переходом России к рыночной экономике встал вопрос о целесообразности существования Хальмер-Ю. 25 декабря 1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации шахты.
Осенью 1995 года планировалось завершить ликвидацию поселка, причем правительство пыталось осуществить процесс по мировым стандартам, что потребовало огромных финансовых и материальных ресурсов. В результате при выселении использовались силы ОМОНа. Вышибались двери, людей насильно загоняли в вагоны и вывозили в Воркуту. Новое жилье людям еще не предоставили, некоторые получили недостроенные квартиры.
Сейчас территория поселка используется как военный полигон. 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился российский президент Владимир Путин, произвел запуск трех ракет по бывшему дому культуры поселка Хальмер-Ю.
Проблемная зона
Проблема моногородов существовала задолго до кризиса и не только в России. Целый район на северо-востоке США, ранее служивший местом сосредоточения тяжелой промышленности, сегодня носит название "Ржавого пояса". Детройт, Филадельфия, Кливленд, Питтсбург, Ньюкасл (штат Пенсильвания) - эти города, расположенные на территории "пояса", долгое время были локомотивом экономики США. Однако промышленные предприятия пришли в упадок еще в ХХ веке: одни так и не смогли восстановиться после Великой депрессии, другие пострадали во время рецессии 1970-х годов. Множество пустующих заводов и фабрик, руины городских зданий - это все, что осталось от некогда процветающих городов.
Столица мертвых моторов
В 50-е годы прошлого века Детройт был автомобильной столицей Соединенных Штатов. Здесь находились заводы Ford, General Motors, Chrysler. "Большая тройка" на протяжении многих лет обеспечивала Детройту процветание.
Однако в 80-е годы город стал приходить в упадок. В первую очередь это было вызвано падением спроса на автомобили. В поисках более дешевой рабочей силы General Motors начали перемещать заводы в Мексику. В результате этого многие жители Детройта потеряли работу.
В начале прошлого века город по праву считался Парижем Среднего Запада, сегодня же его чаще называют городом-призраком. Журнал "Форбс" поместил Детройт на второе место в списке заброшенных городов США.
В 2008 году он был признан самым неблагополучным городом Америки по всем основным показателям: уровню преступности, безработице, безграмотности населения и экологии. Если население Дет-ройта в 1950 году составляло 1,8 миллиона человек, то в 2007-м - всего 800 тысяч.
Недавнее известие о банкротстве General Motors фактически стало смертным приговором для экономики Детройта. Сегодня найти работу в городе практически невозможно. Уровень безработицы в штате Мичиган за последний год вырос вдвое, достигнув 14%, а в самом Детройте - более 20%.
Убитые войной
В начале XIX века в Ньюкасле, что в штате Пенсильвания, была построена система каналов, что обеспечило успешное существование местной промышленности. В городе началось массовое строительство заводов. Позже через Ньюкасл была проведена железная дорога, позволившая перевозить многочисленные грузы. Столь выгодное транспортное сообщение и доступные цены на сырье обеспечили Ньюкаслу статус промышленного города.
Огромное количество рабочих мест стало настоящим магнитом для иммигрантов. Вскоре Ньюкасл становится административным центром округа Лоренс, получает статус самого быстрорастущего города, а также обзаводится прозвищем "мировой столицы белой жести".
В 20-е годы Ньюкасл достиг своего расцвета. Однако с наступлением Великой депрессии 30-х годов предприятия стали стремительно закрываться. В частности закрылась и крупнейшая сталелитейная компания "Карнеги", из-за чего тысячи людей в одночасье лишились работы.
В годы Второй мировой промышленность была частично восстановлена. В 1950 году численность населения Ньюкасла составляла 48 834 человека, однако на сегодняшний день это число сократилось почти вдвое. Возродить город полностью так и не удалось.
Оклемались
Для расположенных в соседних графствах - Южном и Западном Йоркшире - городков Граймторп и Кастлфорд ситуация сложилась совершенно по-разному.
Самый бедный город в Великобритании - это в прошлом угольный моногород, существовавший благодаря двум шахтам, которые были закрыты в 1993 году. Почти половина населения были шахтерами. Сейчас в городе Граймторп живут около 2 тысяч человек - большая часть молодежи давно уехала, а среди оставшихся много нетрудоспособных людей из-за полученных травм на производстве. Потому уровень безработицы превысил 50%.
Город Кастлфорд с XIX века тоже считался угольным. Все три шахты в 1980-1990-х годах закрылись. Официальная безработица оказалась на уровне 20%. Город с 40-тысячным населением спасло то, что в нем работала фабрика по производству одежды Burberry. Это позволило немного смягчить последствия закрытия шахт, в отличие от Граймторпа.
Для возрождения города правительство сделало немало. Сейчас поблизости от Кастл-форда работает крупнейшая крытая снежная трасса, куда приезжают сноубордисты со всей Европы. Также доход жителям города приносит электростанция Феррибридж, построенная неподалеку.
Бирмингем был вторым городом после Лондона по экономическому развитию в Великобритании. Это был моногород, ориентированный на один сектор экономики - сборку автомобилей. С закрытием машиностроительных комплексов четвертая часть всего населения осталась без работы. Город оказался в ужасном состоянии: на улицах царила преступность и наркомания, дома были заброшены, половина населения покинула родные места.
Однако нашлись люди, которые взялись за кардинальное переустройство Бирмингема. Неимоверных усилий стоило собрать деньги на то, чтобы реализовать грандиозные планы по усовершенствованию инфраструктуры. "Вымерший" промышленный центр превратился в настоящий европейский город. Цветы, фонтаны, современное качественное жилье, прекрасная культурная жизнь, спортивная арена - сейчас Бирмингем изменился до неузнаваемости.
Из призраков в музеи
Переломным моментом в истории города Острава было открытие месторождений угля в середине XVIII века (1763 год), и прежде всего развитие собственной горнодобывающей промышленности в связи с закладкой металлургического завода "Витковице". В XX веке промышленный рост сопровождался ростом населения, а также улучшением инфраструктуры и повышением культуры.
Добыча угля в районе прекратилась в 1994 году, и крупный металлургический завод закрылся в 1998 году. Из-за реструктуризации тяжелой промышленности района уровень безработицы намного выше, чем в среднем по стране, - 18,4%.
Однако благодаря своей истории и работе, проведенной властями, Острава после закрытия завода постепенно превратилась в крупнейший туристический центр. Город даже получил премию за развитие туризма.
Сейчас Остравский металлургический завод "Витковице" включили в новый список Европейского культурного наследия. По словам архитекторов, ценность старинного промышленного комплекса в том, что здесь сохранилось техническое оборудование тех времен. Такого в Европе больше нигде нет.
Меры по спасению
В США и России к проблеме моногородов власти подошли по-разному
США
Правительство США приступило к реализации программы "Сокращение ради выживания". Согласно этой новой экономической концепции беднейшие города подлежат сносу, а территория должна быть "возвращена природе". Идея принадлежит Дэну Килди, главе финансового департамента округа Джинеси (штат Мичиган).
Программа Килди уже запущена: город Флинт, расположенный по соседству с Детройтом, приступил к реализации концепции.
Жители Флинта трудились на заводах General Motors, но в результате банкротства компании от прежних 80 тысяч сотрудников осталось лишь 8 тысяч. Население спешно покидает город в поисках новой работы. 40% территории Флинта было решено сровнять с землей. Участь Флинта, по мнению Килди, должны разделить еще 50 городов, в том числе Детройт, Филадельфия, Питтсбург, Мемфис.
Килди предоставил свой проект Бараку Обаме во время избирательной кампании. Сейчас американское правительство поручило Килди разработку подобных планов спасения для других городов.
Россия
Правительство пока находится в поиске решения. Разработка программы спасения моногородов страны поручена Институту региональной политики (ИРП) во главе с Булатом Столяровым. "Предлагаемые варианты решения той или иной проблемы должны быть реалистичными, чтобы никто из наших коллег не витал в облаках и не строил замков из песка. Нужно предлагать такие решения, которые можно в достаточно короткие сроки быстро реализовать на практике", - заявил премьер-министр Владимир Путин.
Все программы по разрешению сложившейся ситуации должны быть связаны либо с помощью жизнеспособным предприятиям, либо с поиском альтернативной занятости.
По мнению отечественных экономистов, российским городам может помочь только развитие альтернативных видов производства.
Однако, по мнению специалистов из ИРП, экстренно перепрофилировать моногорода в условиях кризиса невозможно. Единственным выходом на сегодняшний день остаются дотации в рамках государственных целевых программ.
Кто следующий
"Труд" составил список российских городов, которые при пессимистичном сценарии развития кризиса могут пополнить ряды призраков.
Магнитогорск. Челябинская область.
Население - 409 417 человек.
Завод "Магнитка" - один из крупнейших металлургических заводов России за последнее время - сократил 2 тысячи сотрудников. С наступлением кризиса спрос на металл снизился, и в январе прошлого года производство на заводе сократилось в 6 раз. На сегодняшний день в Магнитогорске самый высокий уровень безработицы на Урале - 4%.
Нижний Тагил. Свердловская область.
Население - 375 тысяч человек.
Кризис затронул город в начале осени. Заказы Уралвагонзавода, местного градообразующего предприятия, резко сократились. Сегодня из 38 тысяч работников завода 22 тысячи человек находятся в вынужденных отпусках. Официальный уровень безработицы в городе составляет 2,2%.
Междуреченск. Кемеровская область.
Население - 103,8 тысячи человек.
На угольных шахтах трудится более 70% всего взрослого населения города. Резкое падение цен на уголь привело к тому, что число предприятий, сокративших рабочие смены, достигло в апреле 2009 года 25%. Также многие предприятия были вынуждены приостановить социальные выплаты.
Братск. Иркутская область.
Население - 252 тысячи человек.
Братский целлюлозно-бумажный комбинат является основным источником дохода в городе. Поскольку завод сейчас фактически простаивает, зарплаты и пособия населению не выплачиваются.
Череповец. Вологодская область.
Население - 309 тысяч человек.
Официальное количество безработных - 5%, реальное - 16%. В Череповце существуют два градообразующих предприятия, оба принадлежат "Северстали". Оба предприятия в общей сложности уже сократили 9 тысяч сотрудников.