USD 94.1185

-0.02

EUR 102.753

+0.18

Brent

0

Природный газ

0

10 мин
...

Когда газ победит бензин?

Апрельским солнечным утром от здания ООО «ВНИИГАЗ» стартовала яркая колонна из 22 самых разнообразных автомобилей, украшенных флагами и надписями на бортах. Здесь были отечественные и импортные автомобили, легковые, автобусы, микроавтобусы и грузовики.

Когда газ победит бензин?

Апрельским солнечным утром от здания ООО «ВНИИГАЗ» стартовала яркая колонна из 22 самых разнообразных автомобилей, украшенных флагами и надписями на бортах. Здесь были отечественные и импортные автомобили, легковые, автобусы, микроавтобусы и грузовики.

Их объединяло одно – все эти транспортные средства заводского изготовления предназначены для использования компримированного природного газа (КПГ) в качестве топлива. Так начался автопробег «Голубой коридор», организованный ОАО «Газпром», ООО «ВНИИГАЗ», ООО «Газпром трансгаз-Кубань» и НГА по маршруту Ростов-на-Дону – Краснодар –Новороссийск – Сочи. Когда-то классики описывали автопробег, призванный «ударить по бездорожью и разгильдяйству», цель нынешнего – способствовать популяризации использования природного газа на автомобильном транспорте, привлечь внимание к этой теме в регионах, доказать надежность и безопасность таких автомобилей. Насколько это удалось, вы узнаете чуть позже.


Как известно, первый двигатель внутреннего сгорания (ДВС), изобретенный бельгийцем Ленуаром в 1860 году, работал на газе. Однако в силу разных причин чуть позже стали широко использовать бензиновые ДВС, которые впоследствии завоевали весь мир. Однако сегодня наступило время для реванша газовых двигателей. Вот основные причины, по которым будущее – за газовыми двигателями.


Природный газ как топливо в два раза дешевле бензина, поэтому затраты на установку газобалонного оборудования (ГБО) для транспортного средства быстро окупаются. Стоимость переоборудования на КПГ для автомобилей ВАЗ составляет около 52 тыс. р., для автобуса ЛиАЗ-677 около 155 тыс. р. При пробеге в 30 и 100 (соответственно) тыс. км в год срок окупаемости составит для ВАЗа 2,3 года, а для ЛиАЗ-677 и вовсе 0,5 года. Экономия на топливе для автомобиля может быть очень существенной, что особенно привлекательно для коммерческого и общественного транспорта, которые имеют значительные годовые пробеги. Применение КПГ как топлива для автомобилей позволяет на 50 % сократить затраты на топливо, тем самым увеличить прибыль транспортного предприятия. Важно также соотношение цены на газ и бензин. Если в нашей стране, в соответствии с Постановлением Правительства от 1993 года, стоимость КПГ не превышает 50% от стоимости бензина А-80 – забегая вперед, скажем, что это единственная у нас льгота для газового транспорта, – то например, в Пакистане, который лидирует в мире по количеству газовых автомобилей и заправочных станций для них (АГНКС), газ дешевле бензина в три раза.


Второе важное преимущество природного газа (метана) как автомобильного топлива – его чистота. На каждого жителя крупных российских городов в год приходится 100 кг вредных выбросов, из которых 80% выбросов в атмосферу приходятся на отработавшие газы автотранспорта. Увеличение количества автомобилей на улицах крупных городов приводит к росту объемов вредных эмиссий в атмосферу, и, как следствие, к пропорциональному росту заболеваний их жителей. Выхлопные газы автомобилей, работающих на природном газе, содержат на 25% меньше двуокиси углерода и на 80% меньше угарного газа. Отсутствие серы, сажи и свинца в выхлопных газах является одним из главных достоинств природного газа как топлива. В целом, отработанные газы метановых двигателей на 60% менее вредны для человека, они практически не содержат канцерогенных компонентов. Двигатели на КПГ способствуют сокращению таких явлений, как смог, кислотные дожди, парниковый эффект.


Еще одно преимущество природного газа перед бензином заключается в том, что запасы природного газа в нашей стране в несколько раз превышают запасы нефти. По разным оценкам, нефтяных ресурсов России хватит на 30-50 лет, в то время как запасы природного газа обеспечат страну как минимум на 80-100 лет. По этой причине природный газ имеет больше шансов на длительное применение, чем пропан и бензин, которые являются продуктами нефтепереработки.


Отсюда следует, что природный газ гораздо более перспективное топливо, нежели бензин.
Газовое топливо, казалось бы, имеет только плюсы, однако на пути газификации отечественного транспорта немало подводных камней. В настоящее время Россия занимает 14-е место по газификации автотранспорта, у нас имеется 103 тыс. газовых авто и 226 АГНКС. Сравните с лидирующим в этой области Пакистаном: около 2 млн авто работают на газе, а количество АГНКС приближается к 2 тыс.


В 1999 году был подготовлен законопроект «Об использовании альтернативного топлива», предусматривавших льготы и преференции для использующих КПГ как автомобильное топливо (так, как это сделано во всех развитых станах). Однако, упомянутый законопроект был отклонен правительством РФ.


В 2006 году Президентом России В.В. Путиным, в составе «Большой восьмерки», был подписан Санкт-Петербургский план действий по обеспечению глобальной энергетической безопасности. Согласно плану: «…мы обязуемся … принять в своих странах необходимые меры, в том числе по созданию финансовых и налоговых стимулов, способствующих внедрению энергоэффективных технологий, а также по расширению масштабов применения уже существующих технологий в этой области». К упомянутым мерам, в том числе, отнесено и более широкое использование сжатого и сжиженного природного газа для транспортных средств и проект Европейской экономической комиссии ООН «Голубой коридор».


В прошлом году заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Ананенков и заместитель председателя ГД РФ, президент РГО Валерий Язев направили письмо Владимиру Путину с просьбой разработать федеральную правительственную программу по переводу различных видов транспорта на альтернативное топливо. Из правительства письмо было направлено в Министерство энергетики, однако решения принято не было.


Сейчас в комитете по энергетике Госдумы готовится новый рамочный законопроект по альтернативному топливу. Проект находится в стадии обсуждения и может быть представлен на осенней сессии Думы.


ОАО «Газпром», выступившее одним из инициаторов проекта «Голубой коридор», разработало и координирует выполнение целевой отраслевой программы «Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007–2015 годы». В этой программе определен план развития сети газовых заправочных станций ОАО «Газпром». В 2008 году введено в эксплуатацию четыре АГНКС, в этом году планируется ввод еще четырех новых АГНКС. Рынок КПГ на транспорте увеличивается, особенно в Южном федеральном округе.


Однако без государственной поддержки этот вопрос не решить. Заместитель начальника Управления ОАО «Газпром» Евгений Пронин считает, что одним из первых шагов должен быть перевод всего государственного транспорта на газовое топливо. Для решения проблемы метановых заправочных станций можно, как вариант, на бензиновых заправках компактно разместить газовые блоки.


Важное значение для развития газового транспорта имеет отношение к этой проблеме местных властей, которые должны способствовать развитию газового транспорта различными способами из соображений экологизации атмосферы городов, оказывать помощь по выделению земли для строительства метановых заправок, упрощать процедуру согласований строительства, содействовать ОАО «Газпром» в разработке программы расширения использования природного газа как транспортного топлива в крае и области.
«Давайте работать вместе, это благородная тема. От этого зависит чистота воздуха, которым дышим мы и будут дышать наши дети !» – с таким призывом обратился Евгений Николаевич Пронин к представителям городской и краевой администрации, руководителям АТП на встрече в Краснодаре. Положительным примером инициативы местных властей является 11-й автобусный парк в Москве, который полностью перешел на метановое топливо. Хотя 130 автобусов для огромного мегаполиса – это капля в море.
На пресс-конференции в Ростове генеральный директор ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Роман Самсонов рассказал, что программой запланировано строительство еще 200 АГНКС в период до 2015 года. Роман Олегович также подчеркнул важность поступления на российский рынок газобаллонных автомобилей на метане заводского исполнения, так как их качество, надежность, безопасность существенно выше, чем у переоборудовынных.
Еще одним важным аспектом является увеличение пробега газового транспорта на одной заправке. Сейчас ученые ООО «ВНИИГАЗ», совместно с конструкторами «Камаза» и автобусного завода в Голицыно добились того, что пробег автомобиля «Камаз» на одной заправке вырос до 550 км, автобуса – до 600 км. В будущем возможно увеличение суммарного пробега газобалонного транспорта до 1 тыс. км.


Генеральный директор ООО «ВНИИГАЗ» рассказал, что ведется работа над программой газификации Большого Сочи, согласно которой транспорт Сочинского энергоузла к началу проведения Олимпиады 2014 года должен работать на КПГ, что очень важно, учитывая курортный статус этого региона.


Также проводятся работы по переводу железнодорожных локомотивов на газовое топливо. ООО «Газпром ВНИИГАЗ», совместно с научными институтами РЖД, в настоящее время ведет эксплуатационные испытания первого газотурбовоза. В будущем планируется появление 50 таких газотурбовозов на РЖД. Одновременно ведется разработка проекта газификации Адлеровского железнодорожного узла с помощью маневровых газотепловозов.


Проводятся опытные работы по использованию газового топлива для сельскохозяйственной техники, что крайне важно для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных комплексов, учитывая высокие цены на бензин. В ближайшем будущем возможно появление морских и речных судов работающих на КПГ.
Главный научный сотрудник ООО «ВНИИГАЗ», доктор технических наук, профессор Яков Мкртычан полагает, что использование КПГ в качестве моторного топлива является хорошей антикризисной мерой. И, в то же время, широкое применение газа можно рассматривать как переходный период к применению топлива будущего – водорода. Для ускорения процесса перехода транспорта на газ, по мнению Якова Сергеевича, руководителям областей и регионов следует проявлять большую активность в этом вопросе государственной важности. Можно привести в пример Ставрпольский край, где газовый транспорт развит гораздо лучше, чем в центральной России, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке.


«Нужны лидеры, яркие личности в руководстве регионов, которые понимают важность решения „газового вопроса“. Такие руководители регионов могут сделать очень многое для решения проблемы, они способны договариваться и с производителями автотранспорта о поставках автомобилей с ГБО и с „Газпромом“ о выделении дополнительных лимитов на газ и строительстве АГНКС. Инициатива руководителей на местах может дать хорошие результы», – говорит Яков Мкртычан.


В перспективе, считает профессор Мкртычан, жизнь все равно заставит перевести хотя бы 10% транспорта на газ. Это будет обосновано и экологической, и экономической необходимостью.


Профессор Московского автодорожного института Юрий Панов рассказал о еще одном преимуществе газового моторного топлива. Оказывается, использование газа при правильной настройке угла опережения зажигания и клапанной системы газотопливного оборудования может продлить ресурс ДВС. Объем технического обслуживания в этом случае может быть больше, чем для бензинового двигателя, что компенсируется увеличением ресурса ДВС до 30%. Использование газового топлива увеличивает срок службы масла в двигателе на 30%.


Юрий Владимирович считает, что пропаганда и разъяснительная работа по теме газового топлива у нас ведется недостаточно. В последние годы заводское исполнение ГБО вышло на совершенно новый уровень качества и надежности, но многие в нашей стране, не зная этого, мыслят старыми категориями. Также устарели пожарные нормы для работы АТП с газовым топливом, которые являются чрезмерно жесткими, что усложняет работу. Хотя, например, в Германии метан по степени опасности приравнен к дизельному топливу. За рубежом сроки освидетельствования газовых баллонов 10-15 лет, у нас 3-5 лет. Понятно, что это создает дополнительные трудности при использовании метановых автомобилей. Недостаточно современна и нормативно-правовая база в отношении обучения специалистов, эксплуатирующих газовое оборудование. Все это осложняет внедрение КПГ на транспорте.


Между тем, во всем мире парк газобалонных автомобилей (ГБА) ежегодно увеличивается на 20-25%, но у России, как всегда, свой особый путь. Во всех развитых странах государство предусматривает льготы для тех, кто использует ГБА. Льготы самые различные и финансово ощутимые. Вот несколько примеров. В Италии, при покупке ГБА, выдается субсидия в размере $1,5–5 тыс. Подобные субсидии имеются и в других странах. Опять же в Италии, в округе Больцано, не выделяется земельный участок под строительство АЗС, если в ее составе отсутствует оборудование для реализации КПГ.


Во Франции введен запрет на использование любого топлива, за исключением КПГ, на муниципальных автобусах и мусороуборочных автомобилях. В Японии и Италии действует запрет на эксплуатацию дизельных автомобилей в центральной части населенных пунктов.
В США бюджетные организации обязаны приобретать ГБА при обновлении своего автопарка. В Лондоне метановым авто – бесплатный въезд в центр города. Список льгот и преференций очень велик, его можно продолжать на несколько страниц. И такие законы действуют почти во всех странах.


Сегодня у нас многие руководители полагают, что в кризисное время совсем не до газового топлива и теперь надо подождать до лучших времен. Но в США, в кризисное время, конгресс выделил $12 млрд на развитие газомоторной отрасли страны, справедливо полагая, что кризис – самое подходящее время для развития инновационных направлений в экономике.


Спустя несколько дней после старта, автопробег «Голубой коридор» благополучно финишировал в городе Сочи. В пути были заправки на нескольких АГНКС и дозаправка с передвижной станции ПАГЗ. На последнем этапе колона двигалась по сложному участку – горному «серпантину», где слева по краю дороги скалы, а справа – обрыв и горное ущелье, бесконечные спуски и подъемы. Газовые автомобили в таких условиях проявили себя хорошо, за все время пути не было ни одной технической проблемы, ГБО работало надежно, как швейцарские часы.


Можно сказать что автопробег выполнил поставленную перед ним задачу, доказав надежность и безопасность современного заводского газобалонного оборудования для автомобилей самого различного класса и назначения.


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram
Новости СМИ2