Президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон советует не ждать конца кризиса, потому что прежняя жизнь всё равно не вернётся
Можно ли верить тому, что люди говорят в ходе опросов общественного мнения? Как по-настоящему общество относиться к власти? Почему рейтинги нынешних политиков неуклонно растут? Насколько развито в России гражданское общество и какие рецепты выхода из кризиса предлагают социологи? На эти и другие вопросы в ходе он-лайн конференции в социальной политической сети «Берлога» ответил президент Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Александр Ослон.
- Александр Анатольевич, насколько результаты опросов общественного мнения соответствуют действительности? Можно ли им верить?
- Мы своими социологическими методами изучаем то, что люди ГОВОРЯТ, и делаем это профессионально и добросовестно. Можно ли считать то, что люди ГОВОРЯТ, действительностью? Я бы ответил, что нет. Я называю изучаемое нами СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ. А что же в действительности? То, что ГОВОРЯТ эксперты или писатели или политики или журналисты или соседи или сослуживцы или ...? Нет, конечно. В действительности действительность - это то, что Вы СЧИТАЕТЕ действительностью. Ну, может быть, еще те, кому ВЫ всецело доверяете.
- Каково, на ваш взгляд, настроение российского общества по отношению к действующей власти? Насколько велика вероятность, учитывая кризисные явления, получить социальный взрыв в нашей стране?
- Отношение к действующей власти, судя по очень разным и регулярным опросам (и не только ФОМовским), - позитивное. Тому есть свои объяснения. Но это факт. Признаков социального взрыва нет, хотя локально по разным причинам и в разных масштабах возникают очаги социальной напряженности. В этом смысле кризис, конечно, уже проявляет себя. Но расстояние от локальных очагов до тотального распространения протестных настроений очень велико. И сегодня нет никаких оснований полагать, что оно будет пройдено.
- Ельцин был президентом России и Путин был президентом России. Но почему такая разница в рейтингах? Если рейтинг Ельцина иногда опускался до 10%, то рейтинг Путина никогда практически ниже 70% не опускался.
- Самый краткий ответ: время было другое. Более того, именно потому, что тогда - в 90-х - было одно время, в нулевые возникло (сформировалось, сложилось, сконструировалось и пр.) время другое. Это река жизни, в которой случаются водовороты, быстрины, заводи, омуты... Вообще смотреть на воду и думать о политике - очень поучительно.
- Как «рейтинги доверия» коррелируются с возросшим, как говорят многие, недоверием к власти?
- Наши рейтинги, как показывает вся история наших исследований, «коррелируются» с тем, что происходит в российском обществе. Что касается власти, к чему она готовится и, вообще, что у нее на уме, надо спрашивать у нее. Ясно только одно, что она не настолько глупа, чтобы в своей практике принимать во внимание одни только рейтинги.
- Ваше мнение о том, насколько в России развито гражданское общество?
- Гражданское общество - это свое рода организм, который, как и всякий организм, нуждается для своего роста, развития, созревания в двух факторах: в благоприятной экологии и в запасе времени. И с тем, и с другим в нашей стране плохо. Но по разным причинам. Времени слишком мало, так как часто оно начинается как бы сначала. А с экологией - проблема из-за того, что на одной территории проживают люди, разнообразие которых даже трудно себе вообразить. Тем не менее, гражданское общество все-таки «прорастает», и это факт. Мы провели очень большой объем исследований этих процессов и в конце прошлого года выпустили книгу «Гражданское общество современной России: социологические зарисовки с натуры». Это наш посильный вклад. А, вообще, грустно. По причине, например, того, что можно прочитать в еще одной выпущенной ФОМом в прошлом году книге: С. Кордонский «Сословная структура постсоветской России».
- Как вы считаете, применимы ли в нынешней жизни положения из книги Густава Лебона «Ум толпы»? Насколько вы доверяете таким книгам, в том числе и современным?
- Социология и психология масс - один самых интересных и, надо сказать, один самых влиятельных разделов гуманитарного знания. Более ста лет, начиная с Лебона, предпринимаются усилия понять феномен синергии, возникающий, когда много людей собираются вместе или даже, будучи в разных местах, думают об одном и том же. В современном варианте это направление получило название crowdsourcing и основано на том, что масса людей иногда может становиться «умной толпой», своего рода коллективным разумом, справляющимся с задачами, которые «не по плечу» ни одинокому разуму, ни экспертному, ни корпоративному. Весь вопрос КАК устроить такую «толпу»! Иногда она возникает спонтанно и дает поразительные результаты. Я считаю, что это направление - будущий мейнстрим не только социологический и технологической, но и цивилизационный.
- Когда, по-вашему, закончится экономический кризис?
- Если предполагать, что после окончания кризиса вернется прошлое, то никогда. После кризиса на самом деле будет что-то иное. И, может быть, в этом ином нынешний кризис будет казаться замечательным временем. Что касается народа, то, как и положено, разные люди реагируют по-разному, а большинство вообще никак не реагирует.
- Сейчас стало модно давать антикризисные советы. Скажите, а у вас есть антикризисные совета по жизни? Ну, например, чем можно заменить что-то, чтобы сэкономить...
- Когда начался кризис, я посмотрел в зеркало и сказал себе «Это вызов тебе лично!» И проснулся, хотя, казалось, и так не спал. Но жил в «мирном ритме». С тех пор мозги работают напряженнее, возникла куча идей, почувствовал драйв. Пока кризис, это упражнение помогает. Главное, не бросить его, когда кризис кончится. Есть другой путь - забиться в норку и угрюмо ждать, когда снова нефть подорожает, чтобы ... что? Но это не интересно.