USD 64.2237

0

EUR 70.7296

0

BRENT 60.66

0

AИ-92 42.11

0

AИ-95 45.89

-0.02

AИ-98 51.84

+0.01

ДТ 45.91

+0.02

Пир во время чумы

Несмотря на кризис, многие бизнесмены не стали менять свои потребительские привычки. Тратя на себя сегодня, они надеются сохранить статус-кво и больше зарабатывать завтра.

 

Несмотря на кризис, многие бизнесмены не стали менять свои потребительские привычки. Тратя на себя сегодня, они надеются сохранить статус-кво и больше зарабатывать завтра.

Когда будущему президенту финансово-строительной корпорации "Лидер" Владимиру Воронину было 19 лет, он решил провести новогоднюю ночь как богач и промотать $50 тыс., заработанные им на бирже. Но не сумел: "Фантазии тогда хватило только на $20 тыс. Снял корабль, купил водки, погуляли".

К своим нынешним 33 годам Воронин довел умение расставаться с деньгами до совершенства. Сейчас он может потратить $500 тыс. на отдых за границей или купить дорогую спортивную машину за $200 тыс. Не так давно бизнесмен собирался приобрести самолет, но отложил затею. "Туфту брать не хотелось, а выдергивать из бизнеса $20 млн на хороший я пожалел,— говорит он.— Но самолет — это не предел мечтаний. Будут лишние $20 млн — куплю". И кризис ему вряд ли станет в этом помехой. Воронин, по его собственным словам, не собирается пересматривать свои траты. Как и многие другие предприниматели.

В России сложилась парадоксальная ситуация. Казалось бы, финансовый кризис, обвалив состояния, должен был заставить бизнесменов ужаться в расходах. Однако многие из них сегодня тратят ничуть не меньше, чем раньше. А то и больше.

Такому поведению российских предпринимателей существует сразу несколько объяснений. Во-первых, у большинства из них есть солидная денежная заначка. Кроме того, многие просто не желают экономить: сделав шаг назад в личном потреблении, они могут "потерять лицо" в глазах партнеров по бизнесу и конкурентов. Наконец, денежные траты — это еще и эмоциональное топливо. Сжигая его, предприниматели движутся вперед.

Инвестиции в эмоции

Финансовый кризис заставил владельца сети салонов красоты "Моне" Александра Глушкова (36 лет) пересмотреть свое отношение к личным расходам. Он не стал экономить, скорее наоборот. До кризиса Глушков относился к покупкам с большой осторожностью, а сейчас "хочет быть нескромным". Расставаясь с деньгами, хозяин "Моне" получает эмоциональную подпитку, необходимую для того, чтобы вести бизнес вперед. Сегодня эмоций нужно намного больше, чем раньше.

Понимание, что деньги являются источником эмоций, сложилось у Глушкова еще в детстве. Будущий предприниматель постоянно стремился добиться похвалы от своих строгих родителей. "Мне очень хотелось выглядеть в их глазах молодцом",— вспоминает он. Александр приходил из школы и говорил: "Мама, я принес восемь пятерок". А в ответ слышал: "Как так, ведь было всего пять уроков?" — "Еще две по поведению и одну по чистописанию",— объяснял он.

Читать далее

Система Orphus