Для того чтобы понять, могут ли граждане что-либо противопоставить подобному произволу, и поддерживают ли их в этой борьбе правоохранительные органы, мы обратились за помощью в Клуб региональной журналистики. И вот — сводки с фронта.
Некоторые работники находят в себе силы давать отпор недобросовестным хозяевам. Так, например, 17 экс-бортпроводниц «Красноярских авиалиний» на днях объявили бессрочную голодовку до момента полного погашения зарплатного долга авиакомпании перед ними. По последним данным, три стюардессы уже были госпитализированы, а еще три прекратили забастовку в связи с необходимостью ухода за детьми. Таким образом, 11 женщин по-прежнему намерены голодать до победного конца.
Половину тех, кто поддался на уговоры бывшего начальства подать заявление по собственному желанию,
на работу не взяли и фактически выбросили на улицу
Еще одно громкое дело развивается сейчас на Алтае. Летом 2007 года местный предприниматель, промышленник и меценат открыл медиахолдинг «Алтинформбюро». В него входил журнал «Экспертный совет» и газеты «Торговый мост» и «Два слова», причем последняя пользовалась наибольшей популярностью. Закрыли ее в октябре 2008 года. Журналисты готовили номер, который должен был выйти в среду, а утром во вторник к ним в редакцию пришли юристы собственника и заявили, что газета их нерентабельна. К тому же посоветовали не обращаться в суд: «Только на адвокатов зря разоритесь». Сам же собственник впоследствии жестко раскритиковал в прессе деятельность сотрудников своего медиахолдинга и заявил, что «не позволит делать ублюдочные издания». Журналисты тем временем все-таки обратились в суд и в разгар судебных перипетий были уволены… за прогулы. Такая запись в трудовую книжку им была занесена в ноябре 2008 года, когда руководство газеты уже сказало журналистам, чтобы те на работу больше не выходили. Все, чего через некоторое время часть обиженных добилась в суде, так это того, чтобы им исправили запись в трудовой книжке.
Любопытные «решения» находят телекомпании в Хабаровске. Помимо того что там прошли массовые увольнения на РТР и ТВЦ, по результатам которых никто из уволенных судиться так и не решил, на НТВ придумали и вовсе смелую схему: заключаются месячные договоры с небольшими зарплатами, которые далее не продлеваются. На том же телеканале создали компанию-производитель, куда предложили перевестись штатным сотрудникам, написав заявления по собственному желанию. Половину тех, кто поддался на уговоры, на работу не взяли и фактически выбросили на улицу. К документам в такой ситуации придраться невозможно.
Все это не означает, впрочем, что добиваться справедливости в суде или через обращения в прокуратуру — бесполезно. И хотя статистика говорит явно не в пользу ущемленных в правах работников, незаконопослушные работодатели время от времени все же подвергаются соответствующим наказаниям. К примеру, известны случаи дисквалификации некоторых из них, то есть отстранения от исполняемых обязанностей. В Башкирии по постановлению прокурора Белокатайского района за невыплату работникам заработной платы руководитель ООО Агрофирма «Возрождение» был подвергнут такой мере наказания сроком на 1 год. В ходе проверки прокуратуры было установлено, что задолженность предприятия по заработной плате за март 2009 года составляет более 70 000 рублей. Руководитель агрофирмы, располагая денежными средствами, потратил их не на выплату зарплат, а на погашение долгов за электроэнергию и покупку горюче-смазочных материалов. Примечательно, что ранее он уже был подвергнут административному наказанию за аналогичное правонарушение. В связи с этим прокурор района возбудил в отношении него производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И хотя решение о дисквалификации уже принято, в законную силу оно пока не вступило.
Известны и другие случаи, когда судебные разбирательства оканчивались победой бывших работников-истцов. Журналист из Мордовии, в январе обратившись в суд, сумел добиться компенсацию за отпуск и зарплату за два месяца от закрывшегося издания, в котором работал. Те же сотрудники издания, которые обращались в прокуратуру, добиться успеха не смогли. Объясняется это тем, что деньги им задолжало республиканское министерство печати, воевать с которым прокуратура не будет.
Популярны судебные разбирательства в Калининграде — в суд там подают и сами работники, и прокуратура. В отношении работодателей выносятся решения, среди которых встречаются даже возбуждения уголовных дел.
Хотя в целом наибольшее распространение среди кадров, готовых отстаивать свои права, получило именно обращение в прокуратуру, а не в суд. К такой практике прибегают в Тамбовской области, где работа прокуратуры по этому направлению ведется постоянно, и в Приморском крае, где приняты меры к усилению прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную выплату заработной платы, и в Самаре, где работники, устав от задержек зарплаты на 3 месяца, подают коллективные жалобы и пишут заявления в прокуратуру, которая нередко принимает их сторону. Так, журналист из Самары сам недавно судился и получил от юристов интересную статистику: в подобных ситуациях в 8 из 10 случаев решение выносится в пользу работника. Или, скажем, работники «Тагаза» (Таганрог) выиграли очередной суд. На этот раз они добились своего законного права получить заработную плату за март. Подобным образом ранее они отсудили январскую и февральскую зарплату. Говорят, только такой стиль общения с работодателем позволяет хоть как-то пополнять семейный бюджет.
В Северодвинске прокуратура заняла следующую позицию: практически все требования наемных работников среднего и малого бизнеса удовлетворяется, материалы направляются в суд. В результате, к примеру, около 90 исков работников предприятия «Севдормаш», которым задолжали зарплату за несколько месяцев, удовлетворены, им выплачивается зарплата, а хозяева предприятия вынуждены брать кредиты.
Но, к сожалению, чаще всего работники, уволенные или иным образом ущемленные в правах, не предпринимают никаких действий. Когда из-за собственной безынициативности, а когда — из-за страха перед работодателем или районной администрацией. «Овчинка выделки не стоит», — говорят многие и мирятся с произволом. В чем-то, они, конечно, правы, но такое поведение только мотивирует российский бизнес и дальше вести себя безответственно с социальной точки зрения.
Среди городов, жители которых замечены в чрезмерной терпеливости, можно назвать Иркутск, где 2500 человек остались без работы после закрытия Байкальского ЦБК и не предприняли ничего; Омск, где задержки по зарплате есть, причем на оборонных предприятиях, таких как ПО «Полет», завод им. Баранова и многих других, однако ни трудовые коллективы, ни профсоюзы, ни прокуратура не сделали ничего; Пензу, где работники не подают в суд, боясь потерять работу, и прокуратуре приходится самостоятельно проводить проверки предприятий на предмет выплаты зарплаты (кстати, небезуспешно — на сегодняшний день 5 руководителей предприятий района привлечены к административной ответственности в виде штрафов); Магнитогорск, где недовольство подспудно растет, но люди собираются терпеть до последнего, даже если совсем урежут зарплату, лишь бы не потерять работу; Саров, где подавать в суд «себе дороже» по причине очень малого количества вакансий; Калугу, где стороны предпочитают разбираться по-тихому; Якутию, где появились и задержки по зарплате, и сокращения штатов, но никто по этому поводу в суд не подавал и не собирается. Особенно хотелось бы отметить Красный Сулин: он лидирует по задержке зарплаты в Ростовской области, но в райцентре вовсе нет в связи с этим судебных дел.
Справка «Новой»
По данным Росстата, суммарная задолженность по заработной плате на территории Российской Федерации на 1 мая 2009 года составляет 7,926 млрд рублей, что ниже аналогичного показателя за 1 апреля 2009 года на 829 млн рублей, или на 9,5%. Динамика замедлилась, но она все равно угрожающая. Ведь по данным того же Росстата, задолженность по зарплате на 1 января текущего года составляла «всего» 4,674 млрд рублей.
Список регионов с самыми высокими задолженностями по зарплатам возглавляет Красноярский край с суммой долгов 646 млн рублей, второе и третье места занимают Москва (509,6 млн) и Хабаровский край (459,3) соответственно.
Лучше всего дела обстоят в Чукотском автономном округе — единственном субъекте РФ, сумма задолженностей в котором меньше миллиона — всего 700 тысяч рублей. Далее идут Кабардино-Балкарская Республика, где задолжали работникам 1,5 млн рублей, и Волгоградская область с показателем 2,9 млн рублей.