Ждать ли в ГНКАР массовых сокращений?
С целью совершенствования системы управления в ГНКАР разработан проект слияния двух самых значительных структур Госнефтекомпании Азербайджана
Впервые такая идея возникла в 1999 году, однако она не была реализована по ряду причин. Теперь же она, видимо, получит право на осуществление. Во всяком случае, как заявили Media-Press в Министерстве топлива и энергетики Азербайджана (МТЭ), слияние двух ПО не приведет к заметному сокращению рабочих мест. Объединены будут только управленческие аппараты, а нефтегазодобывающие управления сливаться не будут.
Тем не менее, несмотря на заверения МТЭ, ситуация "два ПО в одном флаконе" неизбежно приведет к тому, что немало управленцев потеряют работу. Когда несколько лет назад ГНКАР сократила штат своих сотрудников на 45%, они потом были "раскиданы" по разным отделам компании. Теперь же вакантных мест будет намного меньше. Сегодня 74 тыс. работников Госнефтекомпании добывают чуть более 9 млн. тонн нефти в год. Ни в одной стране такого соотношения между численностью персонала и объемом добычи нет. Но реструктуризация ГНКАР обязательно должна произойти, необходимо привести численность сотрудников в соответствие с объемом работы.
Вторым шагом ГНКАР на пути "усовершенствования" станет ликвидация многоступенчатой системы управления. К примеру, приказ президента Госнефтекомпании доходит до непосредственного исполнителя, минуя несколько структур. Также нельзя считать оправданной ситуацию, когда производственники добывают нефть, а затем другие подразделения ГНКАР платят за них налоги. Налоги должны платить те, кто производит и продает продукцию. Кроме того, все виды налогов следует платить в конце производственного цикла, а не в промежутках, считают в ГНКАР.
Когда в 1999 году Министерство экономики Азербайджана разработало проект по реструктуризации ГНКАР, тогдашний министр экономики Намик Насруллаев заявлял, что главная цель этого - приведение в соответствие финансовых и технологических потоков. Министерство экономики наметило тогда формирование единой, так сказать стандартной нефтяной компании. В качестве модели была взята структура норвежской Statoil. Однако в те годы дела у Statoil шли не блестяще, и компания активно критиковалась в самой Норвегии. Министр, комментируя такую информацию, отреагировал следующим образом: "Я неправильно сказал "Statoil", я имел в виду модель стандартной нефтяной компании".