Молдавия продала нефтеналивной терминал компаниям из Азербайджана
Молдавия продаст нефтеналивной терминал в с.Джурджулешты группе компаний из Азербайджана
По словам В.Мамалиги, азербайджанские инвесторы планируют достроить в Джурджулештах нефтеналивной терминал, а также построить там грузопассажирский порт и нефтеперегонный завод. Кроме того, компании намерены открыть в республике сеть собственных АЗС.
Премьер-министр Молдавии Василий Тарлев, выступая сегодня на заседании правительства, заявил, что республика как никогда близка к решению проблемы завершения строительства терминала в Джурджулештах. Как считает глава кабинета министров, этот стратегический для страны объект станет "золотыми воротами" Молдавии, позволит обеспечить республику нефтепродуктами, сохранить стабильность цен на ГСМ.
Как сообщалось ранее, азербайджанская компания Azpetrol Holding и правительство Молдавии планировали до конца 2004г. завершить переговоры по условиям приобретения нефтеналивного терминала в Джурджулештах. В ходе переговоров с правительством Молдавии Azpetrol просил предоставить компании ряд налоговых льгот и выделить земли для строительства. Планировалось, что в случае положительного исхода переговоров строительство терминала и пассажирского порта в Джурджулештах начнется в 2005г. Следующим этапом будет строительство в республике завода по переработке нефти. Интерес к этому проекту у Azpetrol связан с намерением расширить свой бизнес за пределами Азербайджана. Кроме того, местоположение порта в с.Джурджулешты на Дунае позволяет с малыми транспортными издержками поставлять произведенные здесь же нефтепродукты на рынок Молдавии и экспортировать в соседние страны. Планируется, что сырьем для перерабатывающего предприятия будет азербайджанская нефть либо сырая нефть с восточного берега Каспия. Для реализации проекта по завершению строительства в Джурджулештах нефтеналивного терминала и грузопассажирского порта в Молдавии будет открыта компания, входящая в группу Azpetrol. По некоторым данным, на долю нефтяной компании Azpetrol приходится более 70% розничной торговли нефтепродуктами в Азербайджане. Кроме того, она владеет компанией Aztrans , транспортирующей нефть и нефтепродукты из Казахстана и Туркменистана через территорию Азербайджана.
Ранее о готовности принять участие в достройке молдавского нефтеналивного терминала и грузопассажирского порта Джурджулешты на Дунае заявляли российские инвесторы. На переговорах с правительством потенциальным инвестором было определено ЗАО "С", владеющее контрольным пакетом акций и являющееся стратегическим инвестором ОАО "Азовский морской порт". Планировалось, что терминал в Джурджулештах, строительство которого завершено лишь на 50%, будет передан инвестору на 25 лет в концессионное управление, а инвестор, в свою очередь, возьмет на себя обязательство вернуть ЕБРР 15 млн долл., вложенных им в возведение данного объекта. Однако на переговорах стороны не достигли конкретных договоренностей.
Напомним, строительство нефтеналивного терминала в с.Джурджулешты началось в 1996г. для борьбы с контрабандой нефтепродуктов. Проект строительства оценивался в 38 млн долл. и финансировался ЕБРР. Для возведения терминала было создано АО "Терминал", в котором Молдавии принадлежит 41% акций, 39% акций владеет греческая компания Technovax, а еще 20% - ЕБРР. Планировалось, что через терминал будет проходить весь объем горюче-смазочных материалов, импортируемых республикой. Однако молдавская сторона не смогла обеспечить загрузку терминала, вследствие чего эксперты ЕБРР признали проект строительства терминала неэффективным. Ранее молдавская сторона обязалась обеспечить прохождение через терминал в с.Джурджулешты не менее 1 млн т нефтепродуктов в год. По условиям ЕБРР, за каждую недоввезенную тонну нефтепродуктов правительство Молдавии должно было платить штрафные санкции. Впоследствии правительство Молдавии договорилось с ЕБРР о привлечении стратегического инвестора, который поможет завершить строительство нефтеналивного терминала. В настоящее время порт находится в рабочем состоянии, однако требуется коренная реконструкция основных причалов и оборудования, а также достройка портовых терминалов и подъездов к порту. Через терминалы нового порта можно будет переваливать судами класса "река-море" в страны Европы многие виды грузов, в том числе нефть и нефтепродукты, зерно, лес, металлы, минеральные удобрения. Прогнозируемые объемы переработки грузов составляют до 10-15 млн т в год.