Показательно, что Тимошенко на первых этапах своего руководства правительством Украины, пыталась взять пальму первенства в выстраивании оптимальных отношений, как с российскими компаниями, так и с самой Россией. После визита президента России в Украину, именно она выступила сторонником форсирования реализации проекта Единого экономического пространства, развеивая опасения, что новое руководство Украины может отказаться от интеграционных проектов, принятых прежним руководством страны. Именно с политикой Тимошенко российский бизнес связывал надежды на проведение нового конкурса по ?Криворожстали? (на него претендовала российская ?Северсталь?). Под Тимошенко была создана и межправительственная комиссия, которая должна была заниматься оптимизацией отношений с российским бизнесом. Премьер-министр попыталась не только выступить на первых этапах как союзник России и российского бизнеса, но и наладить сети отношений, завязав их по большей степени на себя.
Однако вся эта конструкция ?реабилитации? Тимошенко перед Россией достаточно быстро начала рушиться по одной простой причине: конфликтность Тимошенко с окружением Ющенко, в частности, с главой Совета национальной безопасности и обороны Украины Петром Порошенко заставила премьера предпринимать жесткие и популистские шаги, исходя из приоритетов интересов потенциальных избирателей.
По сути, это является фактором ее политической и властной дееспособности: чем выше популярность ее шагов, тем сложнее будет снять ее с поста премьера. Посевная, от степени успешности проведения которой зависит устойчивость позиций Тимошенко, привела к конфликту с российскими компаниями.
Окончательно конструкция ?эксклюзивных отношений? Тимошенко с Россией была перечеркнута после отмены ее визита в Россию. Вскоре после этого Москву посетил Петр Порошенко, который успокоил Россию по больному вопросу Черноморского флота.
Таким образом, прерогатива оптимизации российско-украинских отношений окончательно перешла в руки Ющенко-Порошенко.
Одна из центральных проблем нынешней власти на Украине заключается в том, что президент Виктор Ющенко вынужден в большей степени ориентироваться в своей политике на Запад. Это означает приоритеты рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата, равных правил для хозяйствующих субъектов.
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, которая была назначена на условиях договоренности в период ?оранжевой революции?, в большей степени ориентирована внутрь страны, на реализацию популистских мер. Как следствие, точечный пересмотр наиболее спорных конкурсов по приватизации превратился в популистскую кампанию по реприватизации (71% украинцев поддерживает эту идею). Отсюда же попытки принятия антирыночных мер по регулированию цен на топливо на фоне посевной. Не случайно на фоне всех последних решений правительства, популярность премьера растет, а популярность Ющенко снижается.
Парадоксально, но оценки экономической политики Тимошенко, как со стороны Запада, так и со стороны России схожи в своей критичности: и российским, и западным инвесторам выгодна унификация и стабильность правил игры на украинском рынке, снижение госрегулирования и формирование благоприятного инвестиционного климата.
Таким образом, президент Украины вынужден постоянно сдерживать порывы своего премьера, и делать шаги в сторону российского бизнеса. С одной стороны такая ситуация выгодна России, которой в этих условиях проще отстаивать свои интересы. Однако с другой стороны, конфликт в руководстве Украины ослабляет систему власти в стране, лишая российский бизнес гарантий стабильного существования.






