Нефтедобывающие страны против транснациональных гигантов
В ситуации высокого спроса и высоких цен лучше полагаться на мелкие сервисные компании
Пока цены растут
Одной из самых ярких иллюстраций этого смещения является растущая уверенность в себе, с какой страны от Казахстана до Боливии требуют увеличения своей доли в прибылях иностранных нефтяных компаний. На прошлой неделе "большая восьмерка", куда входят семь ведущих промышленно развитых стран и Россия, призвала страны-производители "обеспечить открытость рынков с прозрачными методами ведения бизнеса и стабильными правилами, регулирующими инвестиции в нефтяной сектор, расширяя возможности для иностранных инвестиций".
Но аналитики и руководители отрасли заявили, что призыв, скорее всего, проигнорируют, а G8, на долю которой приходится почти половина мирового потребления, мало что может Однако ни Саудовская Аравия, ни второй крупнейший экспортер нефти, Кувейт, не позволяют иностранным компаниям помочь им в добыче нефти, тем самым замедляя инвестиции.
Президент Венесуэлы, популист Уго Чавес, уменьшит портфельную стоимость мировых нефтяных компаний на 9 млрд долларов, если его планы по повышению налогов станут законом.
Казахстан и двое членов G8 ? Россия и США ? начали прибирать к рукам ценные нефтяные и газовые месторождения.
В России рост добычи нефти замедлился, когда государство повысило налоги на экспорт и консолидировало контроль над отраслью.
Но желание отхватить больший кусок пирога характерно не только для стран, которые инвесторы уже давно считают рискованными для капиталовложений. Неприятный прецедент был создан в апреле 2002 года, когда британское казначейство увеличило налогообложение нефтепроизводителей в Северном море на 10%. Такие страны, как Индия, Ангола и Азербайджан, увязывают свою долю в прибылях с доходностью компаний.