Минфин: бороться и искать, найти и поделиться
Минфин предлагает ввести для богатых регионов своеобразный оброк в виде "отрицательных трансфертов". Территории с высокой бюджетной обеспеченностью должны будут делиться деньгами с федеральным бюджетом для последующего распределения в пользу бедных
?Если один регион будет богатеть за счет перехода налогоплательщиков, целесообразно рассмотреть возможность того, чтобы часть средств перераспределялась более нуждающимся субъектам?, - заявил А. Силуанов. ?Мы не можем бегать за каждым крупным налогоплательщиком и разъяснять ему, где он должен платить налоги?, - считает чиновник. Чтобы помочь регионам, от которых убегают налогоплательщики, можно забирать у регионов, чья бюджетная обеспеченность более чем вдвое выше среднероссийской, половину суммы сверх двукратного превышения, полагает он.
Если бы такая система уже действовала, пострадали бы два региона, считают ?Ведомости?, - Москва и Тюменский регион вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами. Бюджетная обеспеченность Москвы, по данным Минфина, выше среднероссийской в 2,29 раза, а Тюмени с округами - в 4,79 раза. Деньги, отобранные у сверхбогатых регионов, должны пополнить фонд финансовой поддержки, на средства которого Минфин выравнивает обеспеченность территорий. В 2005 году Москве пришлось бы отдать ?в пользу бедных? 6,1% своих доходов, а Тюменскому региону - 29,1%.
?Отбирать у регионов средства ? значит, лишать их стимулов к развитию?, - возмущается чиновник московской мэрии. Этот план ?похож на продразверстку?, соглашается председатель бюджетного комитета Заксобрания Петербурга Владимир Барканов. Минфин предлагает ?сорвать рубашку с нищего, разорвать пополам и подарить голому?, возмущается депутат Госдумы от Тюменской области Геннадий Райков. Правительству следует думать не о том, как ?раздеть? богатые регионы, а о том, как стимулировать развитие отсталых, полагает Г. Райков, считающий лучшим вариантом введение пятилетних налоговых каникул в депрессивных регионах.