«Задача, которую мы ставили в рамках исследования, выходит за рамки простой арифметики и подсчета объемов субсидирования. Наша цель – это дать толчок дискуссии вокруг эффективности развития нефтегазового сектора, вопрос о том, сколько будет стоить развитие углеводородов в Арктике, если начнется настоящая нефтяная лихорадка в этом регионе, а также заставить задуматься о том, какой эффект может дать аналогичный уровень поддержки для возобновляемых источников энергии. Пока вопросов больше, чем ответов, но настала пара задаваться этими вопросами и пытаться найти на них ответы», - говорит И. Герасимчук, автор исследования.
Факты.
Выявлены 30 схем предоставления субсидий производителям нефти и газа в России на федеральном уровне в 2009–2010 гг.
Среди них – как прямая поддержка (государственное целевое финансирование, государственные кредиты на льготных условиях и т.д.), так и косвенная – например, принятие государством ответственности по возмещению ущерба в результате аварий или предоставление в пользование компаний государственных объектов инфраструктуры на льготных условиях.
По 17 из данных 30 схем субсидии составили 8,1 млрд долл США в 2009 г и 14,4 млрд долл США в 2010 г.
Это эквивалентно 4,2% и 6,0% стоимости общего объема нефти и газа, добытых в России в 2009 , 2010 гг, соответственно.
Две программы государственной поддержки в 2010 году касаются Восточной Сибири- временные льготы по вывозной таможенной пошлине для нефти, добываемой на новых месторождениях (около 4 млрд долл США) и каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых месторождений (около 2 млрд долл США).
Здесь мы можем согласиться с WWF, так же как и с тем, что в Восточной Сибири эти субсидии пока не принесли ощутимой пользы.
Интерес к покупке лицензионных участков у компаний снижается, развитие инфраструктуры не стимулируется должным образом. Эта тенденция отражена и в исследовании Энергетического центра Сколоково.
Неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 млрд м3 газа (сравните, для энергоснабжения г Москвы необходимо около 30 млрд м3 в год).
Повышение проектного коэффициента извлечения нефти на 5% (с 37% до 42%) приведет к увеличению извлекаемых запасов более чем на 4 млрд тн.
Сравните, запасы на Приразломном месторождении Газпрома составляют всего 72 млн тн нефти.
С 1 января 2012 г. в России в связи с введением нового законодательства, ограничивающего возможности для трансфертного ценообразования, данная форма госсубсидий, исчисляемая миллиардами долларов в год, будет ликивдирована.
Прогнозируется рост абсолютной величины субсидирования добычи нефти и газа в России на федеральном уро
вне в связи с действием новых программ субсидирования добычи нефти и газа (например, целый ряд налоговых каникул по НДПИ для новых шельфовых месторождений: к северу от Северного полярного круга, в Азовском и Каспийском морях, в Черном и Охотском морях).
10 наибольших по стоимости программ государственной поддержки добычи нефти и газа в России (по убыванию сумм иснвестиций):
1. Временные льготы по вывозной таможенной пошлине для нефти, добываемой на новых месторождениях Восточной Сибири (около 4 млрд долл.);
2. Налоговые каникулы по НДПИ для новых месторождений Восточной Сибири (около 2 млрд долл.);
3. Освобождение от налога на имущество для магистральных нефте- и газопроводов (около 1,9 млрд долл.);
4. Налоговые каникулы по НДПИ для новых месторождений нефти на территории Ненецкого АО и на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком АО (около 1,5 млрд долл.);
5. Субсидируемый тариф на транспортировку нефти по трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» (около 1,1 млрд долл.);
6. Понижающий коэффициент к ставке НДПИ для нефти истощенных месторождений (около 1 млрд долл.);
7. Временное освобождение от вывозной таможенной пошлины для газа, экспортируемого в Турцию по трубопроводу «Голубой поток» (около 0,8 млрд долл.);
8. Учет расходов на геологоразведку и НИОКР в целях исчисления налога на прибыль (как минимум 0,6 млрд долл.);
9. Ускоренная амортизация (как минимум 0,6 млрд долл);
10. Государственное финансирование геологоразведочных работ на углеводородное сырье (284 млн долл.).
Некоторые масштабные программы субсидирования добычи нефти и газа на новых месторождениях, которые начали действовать в 2011 году или начнут действовать в ближайшее время:
1. Субсидии Газпрому на покрытие разницы между ценой приобретения газа у оператора проекта Сахалин-2 и ценой на газ, установленной на входе в газотранспортную систему «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», в целях его поставки энергосбытовым организациям Дальневосточного региона (65,9 млн долл США в 2011 г, 388,9 млн долл США в 2012 г и 390,9 млн долл США в 2013 г);
2. Временные льготы по вывозной таможенной пошлине для нефти, добываемой на новых шельфовых месторождениях в Каспийском море;
3. Налоговые каникулы по НДПИ для новых шельфовых месторождений к северу от Северного полярного круга;
4. Налоговые каникулы по НДПИ для новых шельфовых месторождений нефти в Азовском и Каспийском морях;
5. Налоговые каникулы по НДПИ для новых шельфовых месторождений нефти в Черном и Охотском морях;
6. Налоговые каникулы по НДПИ для нефти новых месторождений на территории Ямало-Ненецкого АО севернее 65 градуса северной широты;
7. Налоговые каникулы по НДПИ в отношении газа и газового конденсата, добываемого на территории полуострова Ямал и используемого для производства СПГ в рамках проекта НОВАТЭКа;
8. Понижающий коэффициент к ставке НДПИ для малых месторождений нефти.
Зачем все это исследуется?
Чтобы выявить неэффективность госсубсидий и подтолкнуть государство к проведению реформы энергетических субсидий.
По мнению WWF это даст существенное сокращение выбросов парниковых газов и одновременно высвободит значительные денежные средства, которые могут быть инвестированы в общественные блага. Аргументы в пользу такой реформы особенно убедительны с учетом того, что субсидирование ископаемых топлив носит по большей части регрессивный характер, давая преимущества богатым в большей степени, чем бедным.
Мы добавим, что проводить реформу, вероятно, следует, но эффекта это не принесет.
Причины известны.
Углеводородная составляющая - основная в российском бюджете.
Да, и коррупцию пока никто не отменял.