В последний день работы ПМЭФ 2016 - 18 июня 2016 г - прошла конференция по экономическому развитию Арктики.
В мероприятии приняли участие представители власти, регулирующих органов и компаний, работающих в Арктике.
Сейчас рыночная конъюнктура негативно сказывается на освоении шельфовых проектов, в 1ю очередь буровых работ.
Но мы рассматриваем сложившуюся ситуацию как возможность развития собственных буревых платформ для проведения программы по освоению шельфа, сказал глава Минприроды С. Донской.
Даже при нынешних ценах на нефть арктические нефтегазовые проекты остаются экономически устойчивыми.
Проекты разработки Новопортовского и Приразломного месторождений были уточнены в конце 2015 г и считаются рентабельными при цене в 50 долл США/барр.
Роснедра согласовали Роснефти и Газпрому перенос сроков геологоразведки и начала добычи на 31 участке на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей.
В результате планы по добыче нефти в Арктике могут снизиться почти на 30%.
Согласование ряда заявок Газпрома и Роснефти по переносу сроков геологоразведки и начала добычи на шельфе ранее С. Донской назвал рабочей ситуацией.
В ряде лицензий также скорректированы объемы геофизики, скорректирован также ввод в разработку Долгинского, Чугорьяхинского и Штокмановского месторождений.
Глава Минприроды С. Донской обратил внимание на то, что в настоящее время единственным месторождением на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти является Приразломное, причем месторождение пока не вышло на свою проектную мощность.
В 2016-2017 гг планируется строительство и ввод в эксплуатацию 9 добывающих скважин, которые обеспечат добычу более 5 млн т нефти.
В 2016 г Газпром нефть планирует добыть на Приразломном месторождении 2,1 млн т нефти.
Ежегодный объем в период стабильной добычи на месторождении с учетом новых мощностей и корректировки параметров добычной и транспортной инфраструктуры составит 4,8 млн т.
Кроме того, обновленная технологическая схема предусматривает рост суммарного объема геологических запасов месторождения по категориям С1 и С2 на 12%, до 263 млн т.
Благодаря этому период эксплуатации Приразломного увеличен до 36 лет.
Платформа Приразломная и месторождение Новый Порт служат плацдармом для других арктических проектов Газпром нефти, сказал гендиректор компании А. Дюков.
Удельный OPEX по платформе Приразломная составляет 11 долл США/барр, а OPEX и CAPEX в сумме дают 20 долл США/барр.
После того, как данное месторождение будет выведено на полную мощность, расходы составят всего 7 долл США/барр.
На Новопортовском месторождении удельный OPEX составляет всего 3 долл США/барр, а после вывода на полную мощность соответствующие затраты составят 2,5 долл США/барр.
По Долгинскому месторождению Газпром нефть снизила прогноз по объему извлекаемых запасов с 200 млн до 125 млн т нэ (или 920 млн бнэ).
Долгинское нефтяное месторождение расположено в центральной части Печорского моря, в 120 км к югу от архипелага Новая Земля и в 110 км к северу от материкового берега.
На месторождении проведены сейсморазведочные работы и сейсмические исследования, а также закончилось бурение 3х разведочных скважин.
Нет проблем с финансированием и крупного газового проекта в Арктике - Ямал СПГ.
По оценке НОВАТЭКа проект остается рентабельным даже при сложившихся низких ценах на нефть.
1я очередь Ямал СПГ готова на 70%, строительство идет по графику, заявил зампредправления НОВАТЭКа Д. Храмов.
Прогресс по строительству завода составляет 57%.
1я очередь готова больше чем на 70%, ее пуск намечен на конец 2017 г, в 2018 г планируется 2я очередь, в 2019 г - 3я.
Проект Арктик СПГ в экономическом и организационном отношении, очевидно, будет подобен проекту Ямал-СПГ.
Особое внимание участники конференции уделили развитию транспортной инфраструктуры.
Вывоз добываемой в Арктическом регионе продукции нефтегазового и горнорудного комплексов на мировые рынки будет способствовать развитию инфраструктуры Северного морского транспортного коридора, а также снизит риски мореплавания.
Объем грузоперевозок нефти, газа и руды по Северному транспортному коридору к 2025 г может составить 51 млн т.
Транспортировка минеральных ресурсов будет производиться через Поморский сектор Северного морского транспортного коридора - Печорское и Баренцево моря.
В секторе Северного морского пути (СМП) основной грузопоток сконцентрируется в западной части - западнее о Диксон в Карском море.
В то же время в восточной части СМП и в Камчатском секторе ожидаемый объем грузопотока не превысит 4 млн т.
В 2017 г будет превышен исторический максимальный объем перевозок в акватории СМП.
Причем с транспортной точки зрения, возможности СМП будут нарастать, и к 2020 г объемы перевозок будут превышены в 3 раза, оптимистично заявил гендиректор Совкомфлота С. Франк.
Высшая школа экономики (ВШЭ) ранее оценивала объем перевозок по СМП на уровне 2,5 млн т грузов, прогнозируется 20-кратный рост грузооборота, до 50 млн т.
Причем, такие показатели будут возможны при использовании только существующего флота.
В августе 2016 г Совкомфлот начнет регулярные отгрузки нефти с Новопортовского месторождения, сказал глава компании С. Франк .
В 2016 г впервые в истории коммерческого мореплавания Совкомфлот начнет круглогодичную навигацию из устья реки Обь.
Отгрузки начнутся с терминала Ворота Арктики - 1го круглогодичного арктического нефтетерминала, построенного в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале для обеспечения транспортировки нефти морем, в т.ч в экстремальных природно-климатических условиях.
Вывоз сжиженного природного газа (СПГ) по проекту Ямал СПГ обеспечит ледокол Арктика, который в 2018 г обеспечит круглогодичное сопровождение грузов.
Ледокол Арктика будет сопровождать грузы по СМП, в т.ч в европейской зоне.