Предприятия - поставщики газа со специальными обязанностями (PSO) наконец-то подписали с Нафтогазом договоры на покупку газа для нужд населения.
О том, что соглашения были подписаны 27 октября 2016 г сообщила Региональная газовая компания (РГК).
В сферу управления РГК входит более 20 газораспределительных компаний, а также ряд предприятий PSO на Украине.
РГК очень рассчитывала на подписание этих соглашений, с которыми Нафтогаз тянул уже 2 месяца.
Для того, чтобы добиться подписания договоров потребовалась поддержка Минэкономразвития, НКРЭКП, Государственной регуляторной службы и Антимонопольного комитета.
Договоры на покупку газа для нужд населения между PSO и Нафтогазом, в соответствии с решением правительства Украины, разделяют обычные расчеты между предприятиями PSO и Нафтогазом и бюджетные субсидии.
Расчеты между предприятиями PSO и Нафтогазом в рамках приходящиеся на субсидии сумм будут осуществляться исключительно по клиринговой процедуре, предусмотренной постановлением кабмина Укарины от 11 января 2005 г.
По мнению РГК, это заставит Нафтогаз своевременно подписывать протоколы о перечислении субсидий, и не провоцировать кризис платежей.
Ведь именно из-за этого на 1 октября 2016 г у поставщиков PSO возникли долги перед Нафтогазом на сумму более 7 млрд грн.
Значительная задолженность произошла исключительно из-за несвоевременного финансирования субсидий со стороны бюджета.
К тому же, Нафтогаз пытается начислить на поставщиков штрафы и пени за время спровоцированной им просрочки, жалуется РГК.
И понять поставщиков PSO можно - источников для выплат таких штрафов, действительно, нет, потому что поставщики PSO не начисляют бытовым потребителям пени и штрафы за несвоевременную оплату.
Действия Нафтогаза, по мнению РГК, могли привести к увеличению стоимости газа для бытовых потребителей в 2 раза, срыву отопительного сезона и перебоям в снабжении газом и теплом.
А тарифы на газ, и на другие услуги ЖКХ для населения Украины - вопрос болезненный.
Власти Украины твердо намерены выполнить требования МВФ по внутренним ценам на газ, доведя их до уровня рыночных.
С 1 мая 2016 г отменен льготный тариф, использовавшийся в течение отопительного сезона, а население и предприятия, обеспечивающие отопление и горячую воду, должны платить за газ по единому тарифу - 6,879 тыс грн/1000 м3.
Однако, сейчас наметилась пауза в росте тарифов на газ на Украине.
20 октября 2016 г правительство Украины заявило о том, что МВФ не требует от Украины повышения коммунальных тарифов и повышения платы за ЖКХ не предполагается.
Но тут следует понимать, что МВФ потребовало лишь сбалансированного госбюджета, а непосредственное поднятие тарифов было идеей украинского правительства.
Сейчас украинские власти попали в нехорошую ситуацию, когда любые действия ухудшат сложившуюся обстановку либо в отношениях с МВФ, либо в ситуации на внутреннем рынке.
Власти Украины это начинают понимать, предлагая экстравагантные пути выхода, например субсидии и рассрочки на коммунальные платежи.
Кроме того, нет уверенности, что несмотря на заявление кабмина о прекращении роста тарифов на услуги ЖКХ, роста цен не будет.
На законодательном уровне приняты все документы, которые позволяют государству корректировать тарифы при росте цены на газ на мировых рынках и понижении курса гривны.
Тарифы могут быть пересмотрены уже к 1 января 2017 г.