Строительство Россией моста в Крым - это новая угроза для национальной безопасности Украины.
Об этом 30 августа заявляет Центр исследования армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР).
Тезисы от ЦИАКР:
- РФ нарушает международное морское право при строительстве Керченского моста (Моста);
- строительство Моста ограничивает свободу мореплавания в Черном и Азовском морях, приведет к снижению товарооборота и убыткам портов в гг Мариуполе и Бердянске, стагнации украинского Приазовья;
- установлены ограничения 33 м по надводным габаритам судов, которые будут следовать Керченским проливом после установки железнодорожной арки на высоте 35 м над уровнем моря, что может повлечь потерю до 30% перевалки морского торгового порта г Мариуполя. Основные перевозчики металлопродукции с Украины - суда типоразмера Panamax надводным габаритом 37,5 м уже не смогут следовать Керченским проливом, что создает угрозу срыва поставок около 1 млн т/год чугуна по контрактам с США. Из производимых 23,5 млн т чугуна, на экспорт в 2016 г было отправлено 2,5 млн т;
- 1-стороннее перекрытие пролива в связи с работами по установке ж/д арки приносит 20 тыс долл США/сутки убытка для каждого судна. Трафик судов через пролив составляет 90 судов/сутки;
- Украина должна выработать ответные меры на угрозы, которые несет строительство Моста;
- необходимо наладить регулярное информирование о ситуации с проливом послов западных стран;
- выработать дорожную карту ответных действий, и обеспечить ее выполнение.
- активизировать работу в правовом поле, апеллируя к международным институтам по вопросам нарушения Россией Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Строительство Моста, о проекте которого спорили весь 2015 г, началось в феврале 2016 г.
Проект включает:
- 6 -км мостовой переход через основной створ канала, где и планировалось временно остановить судоходство в 2017 г,
- участки прохождения по косе Тузла - 6,5 км,
- участок прохождения по дамбе и участку существующего пролива- порядка 6,5 км.
Мост начинается на Таманском полуострове, ввод коса Тузла, и заканчивается у южной части г Керчи.
Керченский мост соединит Крым с материковой Россией автомобильной и железной дорогой.
Движение для автомобилей должно открыться в декабре 2018 г, поездов - 1 декабря 2019 г.
Стоимость объекта составляет 227,9 млрд руб.
Строительство Керченского моста ведет Стройгазмонтаж (СГМ), бенефициар А. Ротенберг.
Немного истории.
В 1903 г Николай 2 отказался строить Керченский мост.
В 1944 г в СССР за 6 месяцев был построен мост между Кубанью и Крымом.
Простояв менее 1 года, мост рухнул под натиском льдов.