Дефицит преемников
Открывая обсуждение, генеральный директор ФБУ «ГКЗ» Игорь Шпуров отметил, что сегодня значительная часть признанных экспертов отрасли старше 70 лет. Приток молодых специалистов происходит, но крайне медленно, и немногие достигают экспертного уровня.
«Появление молодого эксперта для нас большая радость. Но таких людей критически мало. А чем старше специалист, тем меньше его готовность к инновациям. Это становится серьезнейшим барьером развития отрасли», – подчеркнул он.
При этом, по словам И. Шпурова, проблема не только в возрасте, но и в растущем разрыве работающих специалистов с новыми технологиями. Отрасли нужны «не просто геологи, а проводники инноваций».
Согласно данным Б1:
- в 2024 г. дефицит высококвалифицированных кадров в России составлял около 1,5 млн человек;
- 55% выпускников технических вузов не работает по специальности;
- в перспективе до 2030 года кадровая потребность экономики составит 73,66 млн человек.
Деньги теперь не главное
По словам партнера Б1 Екатерины Уховой, хотя ключевые технические профессии и остаются одними из самых востребованных в стране, а каждый второй школьник считает рабочие профессии более перспективными, ценности молодежи сегодня значительно изменились:- самореализация и возможность приносить пользу – важнее заработной платы;
- корпоративная культура и человеческий комфорт – новые приоритеты молодых специалистов;
- готовность к работе вахтовым методом есть (что стало сюрпризом для аналитиков), но только при наличии понятных перспектив.
Нефтянка больше не автоматический выбор
Позиция управляющего партнера CORNERSTONE Владислава Быханова схожая. По его мнению, отрасль утратила прежний ореол безусловной престижности: «Появилось множество новых направлений, профессий стало больше, а людей – меньше. Геология перестала быть романтикой по умолчанию. Борьба за молодежь усилилась».Игорь Спиридонов (ИМГРЭ) также обратил внимание на провал профориентации: только половина выпускников профильных вузов остаются в профессии. По его мнению, ключ к изменению этого тренда – ранняя мотивация и эмоциональная вовлеченность. Геологические смены, школы юных геологов, наставничество – это механизмы, которые активизируют интерес будущих специалистов к профессии.
Опыт «Газпром нефти»: растить кадры внутри компании
Одним из практических кейсов поделился руководитель направления лицензирования и недропользования «Газпром нефти» Анатолий Дроздов. Он сообщил, что рынок испытывает острый кадровый дефицит в этой области:
«Ни один вуз в стране не готовит специалистов по лицензированию и недропользованию, поэтому мы решили растить их сами через Корпоративный университет и активную работу со студентами. Смотрим, у кого горят глаза, и даем им возможность стать профессионалами», – рассказал А. Дроздов.
Он пояснил, что «Газпром нефть» развивает интегрированную образовательную экосистему – от школьной скамьи до трудоустройства – через сообщества «Лига школ», «Лига колледжей» и «Лига вузов». Эта образовательная экосистема уже объединяет более 80 учебных заведений по всей России и охватывает тысячи учащихся.
Такой подход показал свою эффективность – в 2025 году эксперты HeadHunter признали «Газпром нефть» одним из самых привлекательных работодателей. Кроме того, проект «Газпромнефть-Гео» «Школа юных геологов» получил грамоту Минтруда РФ. Эта программа в увлекательной форме знакомит детей сотрудников компании с особенностями профессии родителей.
Нужны системные решения
Ректор РГГУ Юрий Панов рассказал, что университет сегодня наблюдает рост интереса абитуриентов к геологическим специальностям: увеличилось число заявлений, улучшилось качество поступающих. В то же время он обратил внимание на дисбаланс рынка труда: спрос на специалистов со средним профессиональным образованием гораздо выше, чем на выпускников вузов, а также отсутствует согласованность между требованиями отрасли и образовательными стандартами. По его словам, необходимо выстраивать постоянный диалог всех участников рынка и расширять практикоориентированное обучение.Декан геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Еремин также предложил развивать целевой набор как эффективный механизм обеспечения регионов нужными специалистами, отметив, что предприятия пока мало используют этот инструмент.
Имидж профессии – это действительно важно
Все эксперты сошлись в одном: конкуренция за молодежь растет, а значит нужны новые подходы. Среди ключевых идей – создание гибких карьерных треков, современные образовательные программы и поддержка молодых ученых на местах. Плюс необходимо диджитализировать образ профессии: геолог должен ассоциироваться с цифрой, Big Data, AI, а не с киркой и палаткой. Чтобы отрасль развивалась, нужно говорить с новым поколением на одном языке. И менять подход уже сегодня, пока амбициозные молодые специалисты не ушли в другие индустрии.Автор: А. Никитина






