Темой форума - «Арктика. Океан возможностей», разносторонне раскрывалась как в рамках деловой программы, так и в рамках экспозиции, сопровождавшей форум.
Основное внимание в рамках форума было посвящено раскрытию социально-экономического потенциала арктических регионов за счет освоения углеводородных ресурсов и развития транспортной инфраструктуры.
О ресурсной базе Арктики и конкурентоспособности российских арктических углеводородов говорили участники круглого стола «Освоение арктического шельфа: потенциал и риски».
1й замминистра природных ресурсов и экологии РФ Д. Храмов отметил:
- в плане лицензирования участков недр в акваториях арктических морей в РФ ситуация неплохая;
- на 1 января 2019 г. госкомпаниям выдано 69 лицензий на углеводородное сырье на участках недр общей площадью 1,38 млн км2 - это более 20% всего арктического шельфа РФ;
- из этих 69 лицензий, 29 - у Газпрома, 28 - у Роснефти, 6 - у Газпром нефти и еще 6 у др. компаний;
- в рамках этих лицензий уже проведен существенный объем работ. В период 2003 - 2017 гг. на арктическом шельфе проведено более 364 тыс. пог. км 2D-сейсморазведки, боле 70 тыс. км2 3D-сейсморазведки. Объем бурения составил 69,4 тыс. м, открыто 5 месторождений.
- но в целом текущая геологическая изученность арктического шельфа остается низкой.
И если изученность сейсморазведочными работами, особенно в западной части арктических акваторий (Баренцево и Карское моря) сравнительно высокая, то восточная часть изучена не столь плотно.
- всего по арктическим акваториям проведено 932 тыс. км сейсморазведки (плотность 0,25 пог. км/км2).
- неоднородная и в целом низкая геологическая изученность арктического шельфа, в 1ю очередь, поисковым бурением, делает гипотетическими все оценки ресурсной базы.
Поэтому поисковое бурение критически важно для подтверждения ресурсного потенциала арктического региона.
- ресурсы углеводородного сырья на шельфе существенны и оцениваются в 17,3 млрд т жидких углеводородов и 85,1 трлн м3 газа.
О конкурентоспособности российских арктических углеводородов говорил замминистра энергетики РФ П. Сорокин:
- себестоимость добычи на шельфе оценивается в 50-80 долл. США/барр. в Карском море, а через 5-7 лет при прогрессе технологий этот показатель может снизиться до 40-70 долл. США/барр;
- в России сейчас идет ускоренная работа над замещением импортных технологий - прогресс достигнут по подводным добычным комплексам (ПДК), специальным маркам стали;
- диапазон цен на нефть в 40-70 долл. США/барр. - адекватный, при такой стоимости место на мировом рынке для российских арктических углеводородов найдется.
-еще 1 важное условие - стабильная фискальная система и регуляторика в целом.
Газовую тему развили участники еще одного круглого стола «Производство и использование СПГ в Арктике».
Тезисы Главы Минэнерго РФ А. Новака:
- в настоящее время мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ) в России составляют 27 млн т/год;
- на фоне роста спроса на газ в мире у России есть окно возможностей для наращивания объемов производства и экспорта СПГ;
- ныне в мире проектируется и вводится в эксплуатацию большое количество СПГ заводов, но при этом спрос будет расти;
- дополнительный спрос на СПГ в мире составит 300 - 350 млн т/год до 2035 г;
- к 2025 г. Россия может увеличить производство СПГ до 73 млн т/год, а к 2035 г. - до 100-140 млн т/год;
- за счет этого Россия сможет увеличить свою долю на мировом рынке СПГ с нынешних 9% до 15-20% к 2035 г.
Сессия «Северный морской путь - ключ к развитию российской Арктики».
Реализации масштабных планов по росту добычи углеводородов и производства СПГ будет способствовать развитие транспортной инфраструктуры Арктики, ключевым элементом которой является Северный морской путь (СМП).
Тезисы вице-премьера М. Акимова:
- объем перевозок по СМП уверенно вышел на отметку 20 млн т/год;
- развитие разных видов транспорта, предусмотренное комплексным планом модернизации и расширении магистральной инфраструктуры до 2024 г., поможет выйти на объем грузопотока в 80 млн т/год.
- это реальная цель;
- Правительство РФ сейчас работает над планом по развитию инфраструктуры до 2035 г.;
- СМП прежде всего рассматривается как мультимодальный цифровой логистический коридор и сейчас внимание правительства сосредоточено на создании благоприятных условий для развития грузовой базы СМП;
Росатом, получивший в конце 2018 г. статус единого инфраструктурного оператора СМП, нацелен на увеличение объема грузопотока по СМП к 2024 г. не до 80 млн т/год, а до 92,6 млн т/год.
Тезисы главы Росатома С. Лихачева:
- к этой базе планируется в горизонте 2030х гг. добавить значимую часть международного транзита;
- к 2030 г. Росатом намерен сформировать флот атомных ледоколов, который позволит осуществлять круглогодичную проводку судов по СМП;
- состав ледокольного флота: 5 универсальных ледоколов проекта 22220 (мощность 60 МВт), 1 ледокол 50 лет Победы (60 МВт) и 1 ледокол Лидер (120 МВт).
Пленарное заседание «Арктика. Океан возможностей».
Развитие Арктики с точки зрения геополитики обсуждали президент РФ В. Путин и лидеры других арктических стран - президенты Финляндии и Исландии С. Ниинистё и Г. Т. Йоханненссон, премьер-министры Норвегии и Швеции Э. Сульберг и С. Лёвен.
Дискуссия на пленарном заседании, несмотря на некоторые политические подтексты, показала, что лидеры арктических государств готовы совместно работать над решением общих проблем не только Арктики.
Не так часто в нынешнее время обстановка на международных форумах бывает такой спокойной.
И на душе спокойней, когда лидеры стран настроены дружелюбно.
На Международном арктическом форуме царило желание совместно развивать Арктические просторы.
Политическую тему развивали в шутливом диалоге В. Путин и премьер-министр Швеции С. Лёвен.
Сначала С. Лёвен непринужденно процитировал фрагмент из «Медного всадника», тот самый, где «отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу».
В ответ из уголков своей памяти В. Путин вспомнил строки из поэмы «Полтава»: «Ура! Мы ломим, гнутся шведы», сведя это к шутке о том, что чаще такие строки вспоминаются при просмотре игр сборных России и Швеции и российские болельщики не могут так часто воспроизвести эти строки.
Откровенно порадовал говоривший по-русски президент Исландии Г. Т. Йоханненссон, причем говоривший о дружбе.
Огорчил министр экономического развития РФ М. Орешкин, вновь оказавшийся не готовым озвучить статистические цифры и не сумевший уточнить озвученную В. Путиным сумму вложений в импортозамещение (600 млрд руб. в 2018 г.). После казуса в ГД РФ - это уже 2я печалька для М. Орешкина.
Несмотря на эти моменты, дискуссия прошла в серьезном ключе, речь шла о по-настоящему важных вопросах.
Была видна озабоченность лидеров арктических государств по поводу потепления в Арктике.
Оценки темпов этого процесса различаются - В. Путин говорил о том, что потепление в Арктике идет в 4 раза быстрее, чем в остальном мире, а С. Ниинистё привел оценку о 2-кратном превышении. Несмотря на различие оценок, видно было, что эта тенденция сильно тревожит и В. Путина и глав других стран.
В ходе дискуссии также обсуждалось социально-экономическое развитие Арктики.
Тезисы В. Путина:
Северный морской путь
- СМП - это часть глобального транспортного коридора.
- для вывода СМП на полную мощность предстоит сосредоточить усилия на развитии коммуникационной и береговой инфраструктуры, включая портовые мощности, средства навигации и метеонаблюдений, обеспечение безопасности коммерческого плавания.
- порты арктического побережья планируется модернизировать, реализовав в т.ч. возможности по организации перевозок река-море;
- СМП должен стать коммерчески привлекательным для грузоотправителей, удовлетворяя их как по качеству, так и по цене;
- к 2035 г. арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжелых линейных ледоколов, в т.ч. 9 атомных.
Закон об особой системе преференций для инвесторов в Арктике.
- поручил правительству РФ ускорить разработку ФЗ об особой системе преференций для инвесторов в Арктике;
- ФЗ может быть принят в осеннюю сессию Госдумы. Ранее министр по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Козлов говорил о том, что законопроект о специальных мерах господдержки арктических проектов планируется внести в Госдуму РФ до 1 июля 2019 г.
- учетом особенностей Арктики, преференции для инвесторов должны быть более продвинутыми, более устойчивыми.
- для наращивания капиталовложений в регионе и запуска новых проектов будут использоваться все инструменты поддержки инвестиций, в т.ч. те, которые были успешно апробированы в рамках программ развития Дальнего Востока.
Экспозиция выставки на Международном арктическом форуме.
Экспозиция поддерживала концепцию развития Арктики через синхронную реализацию крупных проектов, развитие технологий и инфраструктуры.
Газпром нефть и НОВАТЭК на своих стендах представили свои крупнейшие арктические проекты.
Стенд НОВАТЭКа был выполнен в виде танкера-газовоза Кристоф де Мажери и знаменитой сгущенки - резервуаров для хранения СПГ завода Ямал СПГ.
На стенде Газпром нефти была представлена морская ледостойкая платформа (МЛСП) Приразломная.
Широко были представлены научные организации.
На стенде НИЦ Курчатовский институт были представлены проекты ПЛК Архангельск, макеты судов, задействованных в развитии арктических проектов, включая ледокол Арктика проекта 22220 и плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) Академик Ломоносов, а также макет АЭС малой мощности Елена-М, которая может быть особенно актуальна в условиях Арктики.
Центром экспозиции на стенде Министерства науки и высшего образования РФ стал макет арктической станции от МФТИ.
Также на стенде демонстрировались разработки, актуальные для поиска и разработки углеводородных ресурсов в Арктике, в т.ч. сейсмоакустический программно-аппаратный комплекс, разработанный ЦМИ МГУ им. М. Ломоносова, а также разработка САФУ им. М. Ломоносова по газовым методам увеличения нефтеотдачи.
МГТУ им. Баумана в основном сосредоточился на роботизированных комплексах, показав подводных роботов для мониторинга состояния корпусов судов и для укладки линий связи, а также модель универсальной летающей лаборатории ВСА-500.
На выставке была представлена и более привычная техника, создаваемая для освоения Арктики. Арктический музей напомнил о том, какая техника помогала на начальном этапе освоения Арктики в 1930х гг.
Нынешняя техника гораздо более бережна к хрупкой природе Арктики.
Кстати, в г. Санкт-Петербурге во время Форума пошел приятный снежок, добавив соответствующего антуража.
Экспозиция арктической техники была представлена во внутреннем дворе, поэтому потребовалось дождаться пока закончится снег, чтобы ее как следует рассмотреть.
Насколько меньше воздействуют на арктическую почву современные экологически безопасные транспортные средства, такие как КАМАЗ-Арктика или вездеход Шерп, очевидно.
Участие в выставке приняли и арктические регионы России - Архангельская и Мурманская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский край и республика Саха (Якутия), а также г. Санкт-Петербург - на правах хозяина форума.
Региональные экспозиции отражали как реализуемые или планируемые к реализации проекты, так и традиционную культуру коренных и малочисленных народов севера.
Итоги 5го Международного арктического форума кратко подвел вице-премьер Ю. Трутнев, назвав основные цифры форума:
- в 2019 г. в работе форума приняло участие 3,6 тыс. представителей российского и международного бизнеса, правительств и органов управления, что в 1,5 раза больше, чем в 2018 г;
- в 1,5 раза выросло число стран-участниц - с 31 до 52;
- к середине дня 10 апреля участники форума заключили 30 соглашений на сумму 69,8 млрд руб.;
- в оставшееся время форума планируется подписание еще порядка 20 соглашений.
Автор: Е. Алифирова