Наибольшим спросом в России пока пользуются не прогрессивные модифицирующие добавки, а компоненты, которые позволяют максимально снизить стоимость конечных изделий.
В среду 20 июня в павильоне 75 Всероссийского Выставочного Центра состоялась Четвертая Международная конференция Creon «Полимерные добавки 2012». Мероприятие прошло при поддержке Международной выставочной компании MVK. В приветственном слове генеральный директор Creon Санджар Тургунов отметил, что каждая конференция, которая посвящена полимерам и каучукам, так или иначе затрагивает тему полимерных добавок. В задачи нынешнего мероприятия входят интеграция уже полученных знаний, выявление основных тенденций и особенностей развития рынка этой жизненно важной для отрасли продукции. Генеральный директор пригласил всех участников конференции обсудить ассортимент добавок, найти слабые звенья индустрии, перспективные ниши, а также определить роль российского производства полимерных добавок.
С обзором рынка концентратов выступил технический директор НПФ «Барс-2» Виктор Узденский. По данным научно-производственной фирмы, объем мирового рынка добавок составляет 8,7 млн т в год; из них 73% используются в изделиях на основе ПВХ, 10% – в полиолефинах, 5% – в сополимерах стирола. В структуре потребления добавок по функциональным типам лидирующее место принадлежит пластификаторам (59%), 12% приходится на антипирены, 8% – на модификаторы ударной вязкости, 6% – на термостабилизаторы и столько же на смазки; светостабилизаторы, антиоксиданты и прочие занимают небольшую долю в мировом потреблении. Сегментация рынка концентратов для полиолефинов, полистирола и инженерных пластиков, при его объеме 3,3 млн т в год следующая: на белые и цветные концентраты приходится по 29%, на черные - 24%, на добавки – 18%. Сегментация отечественного рынка объемом всего 54 тыс. т сильно отличается от общемировой. Если в предкризисном 2007 г. ситуация напоминала глобальную, то уже в 2010 г., когда после кризиса рынок вырос почти на треть, доля дорогих цветных концентратов уменьшилась до 22%. В 2011 году доля черных концентратов составила 14%, белых – 33%, зато доля простых добавок взлетела с 15% до 32% за счет использования дешевых мелонаполненных концентратов. На примере рынка стандартных пакетных белых концентратов г-н Узденский показал, как рынок требует удешевления. Если еще в 2009 году 80% рынка занимали стандартные марки и 10% - высококачественные марки премиум-класса, то сейчас переработчики выживают только за счет выпуска массовых удешевленных изделий (60%) и замещения импорта изделий премиум-класса (12%). Особо докладчик отметил, что в рамках удешевления переработчики используют мелонаполненные концентраты азиатских (корейских, индийских, вьетнамских, индонезийских, турецких и др.) производителей с высоким содержанием мела. В целом рынок концентратов пигментов и добавок в России распределяется следующим образом: западные производители занимают около 45% рынка, азиатские – более 20%, около четверти - доля «Барс-2», а около 10% - российских предприятий, в т.ч. как чисто российских - «ВИАМ-Пластколор», «СТР-Пластик», так и компаний с иностранным капиталом - «Клариант Рус», «Глобал Колорс» («Сталкер»).
Г-н Узденский продемонстрировал преимущества концентратов и добавок производства компании «Барс-2» по сравнению с мировыми аналогами. Новые разработки компании представлены во всех сегментах рынка, включая белые и черные концентраты с улучшенными характеристиками, концентраты экструзионных добавок нового поколения, использование которых позволяет свести остановки оборудования и объем отходов к минимуму, добавки против скольжения, азот- и фосфорсодержащие антипирены, предназначенные для производства транспортных, строительных, шахтных пленок из ПЭВД и ПЭНД, концентраты теплоудерживающей добавки для производства тепличных пленок, антимикробные добавки, концентраты энергосберегающей добавки для ПЭТ преформ.
Руководитель технологического отдела компании «Гекса – Нетканые материалы» Николай Зайцев заметил, что интересно было бы протестировать термостойкий концентрат на волоконном полипропилене, а директор по разработкам и развитию производства компании «Ай-Пласт» Ольга Акимова предложила обсудить вопрос о соотношении жесткости и горючести при добавлении антипиренов для экструзии полиолефинов и отметила, что оптимального соотношения этих свойств пока не найдено.
Начальник отдела полимерных добавок фирмы «Пента-91» Владимир Персиц рассказал о специальных полимерных добавках, изготовленных на базе кремнийорганических соединений. Компания «Пента-91» производит и реализует силоксаны, алкоксисиланы, силику и композиционные составы. Силоксаны относятся к процессинговым и модифицирующим поверхность добавкам, которые в жидком состоянии наиболее эффективны в высоконаполненных системах на основе полиэтилена и ПВХ, в частности в выпуске ДПК (древесно-полимерных композитов). Использование алкоксисиланов в наполненных композициях на основе полиэтилена, этилвинилацетата, полипропилена и ЭПДМ улучшает физико-механические и диэлектрические свойства изделия. Силика, или диоксид кремния, предназначена для изменения вязкостных и прочностных характеристик продукта. Термостойкость полиэтилена и его сополимеров повышает винилтриалкоксилан в присутствии органической перекиси и катализатора. Докладчик напомнил, что принцип действия добавки заключается в замене линейной структуры полиэтилена на сетчатую. Изделия из термостойких полимеров применяются при производстве кабелей, труб для горячего водоснабжения, термоусадочных изделий и термостойких пленок. Одними из перспективных направлений использования сшитых полиолефинов г-н Персиц назвал использование термостойкой пленки при фасовке цемента, в кабельной промышленности при производстве термоусадочных муфт, где сейчас применяется традиционная радиационная сшивка полиэтилена. Композиционные составы на основе силоксана служат для модификации жесткого и пластифицированного ПВХ.
Главный технолог компании «Биаксплен» Максим Федоров поделился планами компании по расширению производства БОПП-пленок до 160 тыс. т в 2014 г. и отметил, что компания заинтересована в использовании силикатов и силиконового масла в качестве добавок. Г-н Персиц заметил, что компания «Пента-91» не планировала работать в сегменте БОПП-пленок, но в случае поступления соответствующего заказа сможет поставлять 5%-й мастербатч по цене около 200 рублей за кг, что на 30% дешевле стоимости импортной продукции. Г-н Персиц особо подчеркнул, что при поступлении заказа, именно заказчик должен оплачивать весь процесс разработки и тестирования продукции.
С докладом «Микротальки – эффективные модификаторы свойств полимеров» выступил руководитель группы наполнителей для полимеров компании «Химпэк» Иван Крупей. Он рассказал, что ценность талька как добавки заключается в его физическом сродстве с полипропиленом и полиамидом, а также в свойствах органофильности, гидрофобности и барьерных свойствах, которыми, например, не обладает мел. Потребительские свойства талька зависят от двух факторов - руды, из которой получают тальк, и способа её измельчения. Тальки для полимеров должны содержать низкое количество карбонатов, и в них практически должно отсутствовать железо. Компании Имерис Тальк (чьи интересы в России представляет компания «Химпэк») принадлежит месторождение Люзенак на юге Франции, тальковая руда которого содержит менее 1% карбонатов. Российские же месторождения талька, напротив, отличаются повышенным содержанием доломита и мангезита. Но основное качество конечного продукта - это пластинчатость - чем выше характеристическое отношение пластинок, тем более ярко выражены физико-механические свойства пластика и барьерный эффект талька. Высокая пластинчатость при получении микронизированного талька может быть достигнута только при специальной технологии размола руды. На импорт микроталька приходится 10% российского потребления. В 2011 г. объем импорта составил 9000 т, основная масса которого - тальки для пластиков производства китайских компаний и компании «Имерис Тальк». «Мондо Минеральс» лидирует по поставкам талька для ЛКМ.
Производство микротальков тесно связано с запросами автопрома: 90% объемов этой добавки используется для производства изделий из ПП, где 70% потребляет автомобильная промышленность и 20% - производители бытовой техники. Только 8% микроталька поступает на нужды производителей изделий из инженерных пластиков и по 1% идет на изделия из ПВХ и ПЭ. Помимо индустрии полимеров, ЛКМ и выпуска жевательной резинки, микротальк используют как антислеживатель в индустрии кормов, как наполнитель лекарственных и косметических средств, является источником магния для стекольной промышленности, а также служит средством, значительно увеличивающим барьерные свойства при производстве автомобильных шин.
Менеждер по продажам полимерных добавок BASF Кирилл Кузьменков выступил с докладом, в котором рассказал о портфолио функциональных добавок компании. Антистатики постоянного действия могут применяться в производстве различных изделий, эффективно работают при низкой влажности, не мигрируют. Они не окрашивают изделие, сохраняют прозрачный цвет, что важно, например, для БОПП пленок. Антистретчевые добавки эффективно используются в автомобильной промышленности при производстве элементов приборной панели, консолей, экстерьера, работают в тальконаполненных системах ПП/ТПА, а также они удовлетворяют всем жестким требованиям европейских автопроизводителей.
Директор фирмы «Техноком» Сергей Петренко рассказал о компании и выпускаемой ею продукции. Компания «Техноком» работает на рынке с 1994 г. и в кризисный 2008 г. вышла на рынок Украины, где сейчас располагается базовое предприятие. Компания выпускает цветные, белые, черные концентраты и модифицирующие добавки, преимущественно для полиолефинов. На рынок Великобритании компания вышла с белыми концентратами. Объем выпуска продукции компании составляет 10 тыс. т. и соответствует структуре рынка концентратов на Украине: 60% приходится на добавки, 19% - на белые концентраты, 14% - на цветные и 7% - на черные. По словам г-на Петренко, доли отдельных сегментов в ближайшее время вряд ли изменятся. Новыми разработками компании являются концентрат, ускоряющий биоразложение изделий из полиолефинов, который обеспечивает разложение полимера в течение пяти лет. Также компания производит концентрат лазерной добавки для нанесения печати, концентрат-осветитель для вторичного ПЭНД, концентрат упрочняющей добавки, которая используется для улучшения физико-химических свойств труб и пленок. Докладчик отметил, что в России пока нет спроса ни на окси, ни на биодобавки.
Директор компании «Синстад» Юрий Зотов выступил с докладом о хлорпарафинах и добавках на их основе в рецептурах полимерных изделий. По данным компании в составе промышленно производимых ПВХ-композиций только 50% массы приходится на полимер, около 15% составляют хлорпарафины и 25% ДОФ. Перспективы использования хлорпарафинов, по убеждению г-на Зотова, связаны с более низкой стоимостью добавки по сравнению с ДОФ и ее меньшей токсичностью. Для переработчика ПВХ использование хлорпарафинов как вторичного пластификатора означает уменьшение содержания дорогого ДОФ в массе изделия в 2 раза. Докладчик представил многофункциональную пластифицирующую композицию «Синстад» на основе хлорпарафина для полимеров, которая сочетает свойства стабилизатора и лубриканта. Мировое производство хлорпарафинов составляет 330 тыс. т, доля России составляет 7%. На отечественном рынке работают Волгоградский «Каустик», выпускающий 15 тыс. т продукта ежегодно и частично поставляющий его на экспорт, «Каустик» в Стерлитамаке с объемами выпуска 2 тыс. т. Волгоградский «Химпром» производит 5 тыс. т хлорпарафинов, а «Химпром» в Новочебоксарске – 2 тыс. тонн. Определенная группа потребителей материала в России остается без поставщика. Производители РТИ, кожевенных изделий, ЛКМ импортируют хлорпарафины, т. к. отечественные производители поставляют продукцию в первую очередь аффилированным с ними потребителями. Г-н Зотов указал на интересную особенность рынка хлорпарафинов: в структуре импорта на Китай приходится только 20%, тогда как итальянские производители поставляют 50% импортной продукции, а немецкие - 30%.
Генеральный директор фирмы «ИнтегралПластик» Владимир Мелкумов продемонстрировал необходимость использования современных добавок рядом примеров, когда потребители или переработчики теряли вложенные средства из-за профессиональной неграмотности. В частности, причиной 85% износа лакокрасочного покрытия изделия является УФ-излучение, что делает использование УФ-стабилизаторов крайне важным. Так, лист полистирола толщиной 3 мм осыпается на 70% за три месяца, если в составе полимера отсутствует УФ-стабилизаторы. То же происходит и с ПК-листом для теплиц толщиной 4 мм уже через полтора года. Без использования антиоксидантов, добавок против старения, поликарбонат на складе задолго до поступления на рынок может стать непригодным для использования. Докладчик рассказал о парадоксе, связанном с излишне жесткими требованиями к горючести поликарбоната. Так, по требованиям РЖД, плафон-рассеиватель в вагоне поезда должен быть негорючим, т.е. не возгораться при температуре 500 градусов. Однако в лучшем случае, современные рецептуры на основе антипиренов могут обеспечить самозатухание и негорение ПК при температуре только 300 градусов с выделением углекислого газа.
Технический директор компании «Альтерпласт» Олег Козлов отметил парадокс, связанный с горением полипропиленовой трубы. Компания проводила тестирование на горючесть в 2000 году, и труба в то время содержала минимальное количество добавок. При поджигании трубы и ее поднятии в вертикальное положение, она затухала. Недавно было проведено тестирование трубы из ПП, в которой присутствовали антипирены и другие добавки. Когда труба была поставлена вертикально, она продолжила медленно гореть. Использование полимерных добавок требует гармонизации их свойств, которое можно добиться лишь с помощью других добавок. Чтобы обеспечить сохранение необходимых свойств, переработчики полимеров вынуждены использовать все больше добавок, попадая в замкнутый круг.
Генеральный директор компании Inventra группы Creon Анна Даутова констатирует, что собственно российской индустрии добавок как таковой сейчас нет, поскольку предприятия либо принадлежат западным компаниям, либо просто прекратили существование. У немногих оставшихся производителей мало возможностей испытывать новые добавки без участия переработчиков. Однако последние могут помочь им и значительно сократить свои затраты на закупки дорогих импортных аналогов. В то же время, чем более современные добавки используются, тем большее число «побочных эффектов» нужно устранять путем введения дополнительных компонентов. Это располагает к использованию готовых сбалансированных концентратов, а в перспективе – к переходу на более прогрессивные сополимеры, которые «от природы» нуждаются в меньших модификациях. Впрочем, все это важно для тех компаний, которые смотрят в будущее, а не пытаются покупать только дешевые суррогаты, отмечает г-жа Даутова.
Автор: Creon