Конференция в рамках XI Международного Форума по промышленной безопасности (проводится группой компаний «Городской центр экспертиз», ГЦЭ) прошла 28-29 мая 2013 года в Санкт-Петербурге. Актуальные вопросы промышленной безопасности обсудили представители органов надзора, межправительственных организаций и предприятий 15 стран.
Начальник отдела лицензирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов (ОПО) Северо-Западного управления Ростехнадзора Леонид Дёшин в своем докладе затронул проблемы, возникшие после принятия поправок в ФЗ №116 и ряд других документов 4 марта 2013 года. Как выяснилось, сложно сейчас приходится не только предприятиям и экспертам. Федеральные инспекторы Ростехнадзора столкнулись с трудностями в организации плановых проверок предприятий, поскольку некоторые опасные производственные объекты после вступления в силу изменений в законодательстве потерял статус опасных, но не были исключены из числа проверяемых объектов. Вопрос решается на правительственном уровне, однако в настоящее время Ростехнадзор вынужден действовать в существующих противоречивых условиях.
Кроме того, стало известно, что правительством России принято решение о наделении Ростехнадзора контрольными функциями в сфере исполнения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» с 13 мая 2013 года. Напомним, что документ вступил в силу 15 февраля.
Директор по науке группы компаний «Городской центр экспертиз» Алексей Исаков рассказал о содержании находящегося в настоящее время в Государственной думе проекта очередных изменений в законодательство о промышленной безопасности. Проект предполагает определение статуса эксперта промышленной безопасности и установление уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности.
По оценке А. Исакова, ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» остается недоработанным даже с учетом внесенных и рассматриваемых правок. Так, государственное регулирование безопасности промышленных объектов по-прежнему остается единственной формой контроля этой сферы, хотя уже более десяти лет ведутся дискуссии о возможности и необходимости создания саморегулируемых организаций.
Законодатели также не готовы ввести такое понятие, как приемлемый риск. По мнению А. Исакова, это, скорее, политическое решение, поскольку оно было бы равнозначно заявлению о допустимости гибели N-ного количества людей в случае техногенной аварии. Компромиссно внесено понятие обоснования безопасности, базирующееся на оценке риска. Но так и не разъяснено, каким образом будет оцениваться результат количественной оценки риска.
Об итогах работы по совершенствованию законодательства по промышленной безопасности в своих республиках сообщили руководящие сотрудники органов надзора Беларуси, Армении, Молдовы, Кыргызстана. Опытом в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и действия Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий поделились участники Европейской экономической комиссии ООН Николай Савов и Сандра Ашкрофт.
Директор Азербайджанского института МЧС по охране труда и технике безопасности Рушти Савар оглы Сафаров поделился с участниками конференции информацией о возможности и способах снижения вероятности техногенных аварий на стадии проектирования и реконструкции ОПО. По статистике группы компаний «Городской центр экспертиз», в 2012 году в России всего около 2% обрушений произошло по причине ошибок, заложенных на этапе проектирования, однако из года в год эта цифра колеблется, что подтверждает мнение г-на Саварова о необходимости продолжать работу в направлении снижения рисков при проектировании.
Впервые в России прозвучала подробная информация о самой серьезной техногенной катастрофе за историю человечества, когда в результате выброса метилизоцианата на химическом заводе индийского г. Бхопал погибло около 20000 человек. В качестве докладчика выступил директор индийского института нефти при Совете по научным и промышленным исследованиям Мадхукар Гарг. Сравнение систем безопасности двух предприятий одной корпорации – UCC – в Индии и в США показало, что на бхопальском химическом заводе уровень безопасности был преступно низким. Доктор Гарг определил причиной катастрофы сочетание человеческой и технической ошибок.
Сессия техногенных катастроф последних лет включила доклады о пожаре на НПЗ компании Chevron, произошедшем в США в 2012, пожаре на Останкинской телебашне, аварии с плавучей буровой платформой «Кольская» (Россия) и танкера у скалы Лорелеи (Германия).
Напомним, что 7 августа 2012 года на одном из крупнейших НПЗ США, расположенном в г. Ричмонд (Калифорния) произошел серьезный пожар, повлекший за собой травмирование работника завода и массовое отравление жителей города. Ранее в России результаты расследования не сообщались.
Российские специалисты, присутствовавшие на Форуме, отметили, что ЧП на Chevron произошло из-за нарушения азов промышленной безопасности – не были замечены очевидные процессы коррозии металлических элементов. «Как такое могло случиться? Добро пожаловать в США!» - таков был ответ председателя департамента охраны труда и безопасности Американского общества химиков Нила Лангермана, проведшего анализ происшествия. По мнению химика, подходы к промышленной безопасности в США и России очень различны. Если в России законодательство носит предписательный характер, причем его требования весьма строги и детализированы, в США законы гораздо более гибки по отношению к предприятиям. После катастрофы в Мексиканском заливе президент США Барак Обама заявлял о необходимости перехода к жесткому контролю над деятельностью промышленных предприятий, работающих с нефтепродуктами. Однако пока эффективность принимаемых мер под вопросом.
В своем докладе о другой катастрофе – крушении буровой установки «Кольская» в Охзотском море 18 декабря 2011 года – главный технический инспектор труда Профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Александр Волков рассказал о результатах собственного расследования. «Мы не умеем спасать», - резюмировал деятель профсоюза сообщение о комплексных ошибках (в т.ч. о нарушении инструкций по безопасности владельцами платформы и несогласованности действий команды буксировщика и МЧС), приведших к гибели 53 человек. По мнению А. Волкова, в условиях выхода российских компаний на шельф, необходимо не только изменить законодательство для учета нестандартных условий ресурсодобычи, но и повысить контроль над действиями лицензированных для работы на шельфе организаций.
Во время выступления начальника научно-аналитического отдела центра «Антистихия» МЧС Игоря Кулакова был поднят вопрос об административном регламенте МЧС от 2 мая 2012 года «О рассмотрении декларации промышленной безопасности ОПО». В соответствии с регламентом, МЧС принимает на себя функцию рассмотрения экспертиз промышленной безопасности. Аналогичную функцию продолжает выполнять Ростехнадзор. С момента вступления регламента в силу, экспертное сообщество фиксирует усложнение процедуры утверждения экспертиз. По словам А. Исакова, документ создал непроходимые административные барьеры, из-за которых экспертизы промышленной безопасности ОПО могут более полугода переходить от инстанции к инстанции. И. Кулаков поддержал инициативу по снижению административного давления на экспертное сообщество. По его словам, для решения проблемы необходима совместная и непосредственная работа с ВНИИ ГО ЧС, причем идеальной площадкой для обсуждения может стать Форум по промышленной безопасности.
Всесторонний анализ аварий на гидротехнических сооружениях (ГТС) подвел в своем докладе начальник отдела по надзору за гидроэлектростанциями и ГТС Ростехнадзора России Владимир Пименов. В 2012 году надзорным органом зафиксировано 8 аварийных ситуаций на гидротехнике, и самая серьезная произошла в Крымске.
Как сообщил В. Пименов, утверждать, что ГТС спровоцировали трагедию, получившую широкую огласку и повлекшую за собой большое количество жертв, нельзя. По причине засоренности реки Адагум выше по течению произошла так называемая каскадная авария. Гидротехника не была рассчитана на возникшую волну, несшую воду со скоростью 1500 м3 в секунду. Основная причина трагических последствий - организационный просчет.
По информации В. Пименова, в настоящее время готовятся изменения в ФЗ №117 «О безопасности гидротехнических сооружений», направленные на борьбе с бесхозяйными ГТС, которые по мере старения могут представлять большую опасность для безопасности населения целых регионов. Также планируется вменить местному самоуправлению ответственность за безопасность населения, оперативное оповещение людей о ЧС.
Мировой опыт обеспечения безопасного и эффективного функционирования производственных объектов в последний день конференции представили: Нил Лангерман (Американский союз химиков) с докладом об итогах расследования взрыва аммиачной селитры на заводе в Техасе, Гумер Мурзаханов (ОАО «Мосгаз») с анализом причин аварии на московском газопроводе в октябре 2012 года и Сергей Абдулхаиров (ОАО «Электрические станции», Кыргызстан) с разбором причин аварийности оборудования на вверенном предприятии.
Завершил конференцию блок докладов экспертов по промышленной безопасности группы компаний «Городской центр экспертиз» на тему снижения вероятности аварий. Ведущий эксперт департамента анализа риска ГЦЭ Наталья Алексеева, основываясь на опыте проведения работ на промышленных предприятиях России, рассказала о том, какими способами минимизировать аварийность объектов еще на стадии их проектирования или реконструкции. Начальник отдела НИР ГЦЭ Илья Петухов изложил свою стратегию управления безопасной эксплуатацией ОПО с привлечением высоких технологий.
Говоря о XI Международном Форуме по промышленной безопасности, президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко отметил, что мероприятие разрастается, в этом году приняв делегации Индии, Эстонии, Болгарии и Киргизии. «Уже сейчас понятно, что одной из главных тем следующего Форума станет проблема транспортировки опасных грузов, - сообщил А. Москаленко, - Сейчас прозвучал ряд докладов на эту тему, белорусские и немецкие коллеги касались ее. В будущем по транспортировке опасных грузов будет отдельная сессия, поскольку актуальности вопрос не теряет. В 2012-2013 году в России и мире произошло несколько ЧП с участием железнодорожных составов, груженых химикатами. Чаще всего причиной оказывается неудовлетворительное состояние вагонов. Кстати, второй день конференции у нас начался именно с информации об очередном сходе вагонов с рельсов, на этот раз в штате Мэриленд, США. Проблема назрела – пора ее решать».
Автор: GCE Group