5-6 декабря 2013 года в Санкт-Петербурге проходит Международный форум «Арктика: настоящее и будущее».
Форум проводится под эгидой Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.
В соответствии с проектом государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ до 2020 г» планируется всестороннее развитие данной территории и масштабное вовлечение в хозяйственный оборот природных возможностей Арктики.
Деловую программу Форума 5 декабря 2013 г открыло пленарное заседание «Хозяйственное освоение Арктической зоны РФ: планы и приоритеты».
Также в 1-й день состоялись 2 конференции по темам разведки и добычи углеводородов в условиях Арктики и транспортно-транзитного потенциала арктического региона.
В рамках 2-й конференции с докладом «О формировании системы государственных требований, определяющих научно-технический уровень перспективной морской техники для российской Арктики» выступил заместитель начальника отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения Крыловского научного центра А. Чемоданов.
Докладчик, рассказывая о программе «Развитие гражданской морской техники на 2009-2014 гг», сделал обзор основных результатов НИОКР в обеспечение создания нового поколения судов и морских технических средств для эксплуатации в арктических условиях.
Далее он привел примеры разработанных в Крыловском центре концептуальных проектов судов и морской техники.
Также в сообщении были проанализированы факторы, определяющие необходимость совершенствования правового поля морской деятельности в российской Арктике в связи интенсификацией судоходства в акватории Северного морского пути и освоением углеводородных ресурсов арктического шельфа.
В презентации, подготовленной Крыловским ГНЦ, определены основные направления работ в обеспечение повышения безопасности плавания судов и экологической безопасности при расширении объемов морской деятельности.
А.Чемоданов рассказал о предложениях по направлениям совершенствования существующей нормативной базы.
Проведя ее анализ, ученые пришли к выводу, что действующее Федеральное законодательство в принципе обеспечивает решение задач экологической безопасности при расширении морской деятельности в Арктике.
Однако в Минрегион РФ было внесено предложение – в проект закона об Арктической зоне, касающееся того, чтобы правительство формировало систему гостребований по обеспечению системы экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности на территориях и акватории, входящих в Арктическую зону.
Такое изменение, по словам А. Чемоданова, позволило бы дальнейшие шаги в направлении регламентации морской деятельности в Арктике осуществлять практически в рамках правительственных распоряжений.
Напомним, в конце ноября 2013 г в Крыловский ГНЦ разработали проект универсального сухогрузного судна неограниченного района плавания арктического ледового класса.
Судно позволит транспортировать отработавшее ядерное топливо исследовательских и энергетических реакторов в специальных герметичных транспортных упаковках, и устранить лишние перевалки радиоактивных грузов в промежуточных портах.