USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

3 мин
666

Статус вынужденной генерации для ряда ТЭС могут продлить на 2029 г.

Правительство РФ рассматривает возможность продлить статус вынужденной генерации тепловой энергии для 466,2 МВт новой генерации.

Статус вынужденной генерации для ряда ТЭС могут продлить на 2029 г.

Москва, 16 дек – ИА Neftegaz.RU. Статус вынужденной генерации для ряда тепловых электростанций (ТЭС), построенных вне программы договоров на поставку мощности (ДПМ), может быть продлен до 2029 г.
Об этом 16 декабря 2025 г. пишет Ъ со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, и материалы заочного заседания правкомиссии по развитию электроэнергетики от 10 декабря 2025 г.

Это вынужденно?

По данным издания, правительство РФ рассматривает возможность продлить статус вынужденной генерации тепловой энергии (вынужденный режим, ВР) для 466,2 МВт новой генерации. Дополнительно в вынужденном режиме предлагается сохранить 416 МВт мобильных газотурбинных электростанций (ГТЭС), используемых для резервирования энергосистемы юга России.

Продление ВР означает, что владельцы электростанций продолжат компенсировать инвестиции через повышенные вынужденные тарифы, оплачиваемые энергорынком, хотя значительная часть объектов уже должна была окупить инвестиции.

Предлагаемая схема идет вразрез с изначально предусмотренным механизмом ВР. По этому механизму, неэффективная генерация электроэнергии сохраняется, если объект важен для надежности энергоснабжения. Аналогично по теплу – ТЭЦ, даже если она не нужна с точки зрения электроэнергии, остается в эксплуатации по инициативе региональных властей, поскольку она необходима для выработки тепловой энергии. Т.е. классический механизм ВР изначально предназначался для устаревших и неэффективных станций, которые невозможно оперативно заместить. Для них тариф на мощность ежегодно снижался, стимулируя вывод оборудования.

Однако в рассматриваемом случае речь идет о новых ТЭС, построенных после реформы РАО ЕЭС России и не попавших в обязательные инвестпрограммы, в рамках которых вложения возмещались бы по ДПМ с более высокими выплатами энергорынка. Для таких объектов был создан альтернативный механизм, позволивший признать их «вынужденными» и обеспечить повышенную оплату мощности без жесткой привязки к месту строительства, обязательных сроков ввода, штрафов за задержки, запрета на досрочный вывод из эксплуатации.

Какие станции претендуют на повышенные тарифы?

На 2029 г. вынужденный статус предлагается сохранить, в частности, для следующих объектов:
  • Шахтинская ГТЭС – газотурбинная электростанция в г. Шахты Ростовской области (ГК Мегаполис, ввод 2010-2012 гг., электрическая мощность 100 МВт, тепловая – 100 Гкал/ч),
  • ТЭЦ ПГУ ГСР Энерго – парогазовая ТЭЦ в г. Колпино, Санкт-Петербург (ввод 2015 г., электрическая мощность 104,3 МВт, тепловая – 76,7 Гкал/ч),
  • Юго-Западная ТЭЦ – парогазовая установка (ПГУ) в составе Юго-Западной ТЭЦ в г. Санкт-Петербург (ввод 2012 г., электрическая мощность 185 МВт, тепловая – 76,7 Гкал/ч),
  • Кемеровская ТЭЦ – паротурбинная ТЭЦ в г. Кемерово (Кемеровская генерация, дочка Сибирской генерирующей компании (СГК), ввод 1993-2003 гг., угольная генерация, электрическая мощность 80 МВт, тепловая – 749 Гкал/ч).
Последняя является единой теплоснабжающей организацией региона и может получать повышенный тариф не только за мощность, но и за тепло.

Регуляторные противоречия и вопросы окупаемости

Согласно письму Совета рынка, 11 энергоблоков общей мощностью 386,2 МВт, претендующих на статус ВР в 2029 г., были введены после 2007 г. Тогда их цена на мощность не могла превышать цену для аналогичных станций, построенных по договорам ДПМ, что уже неактуально, поскольку по сопоставимым объектам ДПМ поставка мощности завершилась. Эти станции тоже должны участвовать в конкурентном отборе мощности (КОМ) после окончания действия ДПМ. Кроме того, все генерирующие объекты, относящиеся к вынужденным по теплу, кроме ТЭЦ ПГУ ГСР Энерго, введены в эксплуатацию в 2010-2012 гг., т.е. их срок эксплуатации приближается к 15-летнему порогу (2025-2027 гг.).

Со своей стороны, СГК отмечает, что часть станций, как правило небольшой мощности, не выходит на окупаемость при действующих ценах КОМ и регулируемых тарифах, поскольку рост условно-постоянных затрат, по их оценке, опережает индексацию тарифов.

Сообщество потребителей энергии (представляет интересы крупной промышленности) подчеркивает, что вопрос компенсации инвестиций для новых ТЭС вне ДПМ обсуждается много лет, но нормативных ограничений по срокам окупаемости до сих пор нет. Потребители считают, что такая практика создает избыточную нагрузку на рынок.

По оценке директора Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ С. Сасима, дополнительный платеж потребителей за эти ТЭС составит около 1,5 млрд руб., но эта сумма незначительна на фоне общего объема платежей за мощность – около 1,9 трлн руб. в 2029 г. Влияние на региональные тарифы оценивается менее чем в 1%.

При этом механизм окупаемости остается непрозрачным, в связи с чем предлагается ограничить срок оплаты мощности по вынужденному тарифу 15 годами.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK