Москва, 14 дек - ИА Neftegaz.RU. При строительстве гидроэлектростанций (ГЭС) нужно оценивать не только электроэнергетические эффекты, но и макроэкономические - налоговые поступления, противопаводковые эффекты и др.
Об этом 13 декабря 2022 г. заявил замминистра энергетики РФ П. Сниккарс на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика».
В настоящее время доля низкоуглеродной электрогенерации в российской энергетике составляет порядка 40%, из них на ГЭС приходится порядка 19%.
Губернатор Кемеровской области С. Цивилев напомнил, что в России накоплен огромный опыт в гидроэнергетике, поэтому необходимо продолжать заниматься развитием этой отрасли.
В октябре 2022 г. РусГидро жаловалось, что в России впереди нет ни одной большой гидроэнергетической стройки, а также вновь подняло вопрос строительства противопаводковых ГЭС в бассейне р. Амур.
Вопрос строительства объектов гидрогенерации в бассейне р. Амур, в т.ч. на р. Ниман и Селемджа, в 2021 г. поручил проработать президент РФ В. Путин, но обсуждение строительства новых актуализировалось лишь в 2022 г.
П. Сникарс напомнил, что в июне 2022 г. принят закон о создании новой системы планирования в электроэнергетике, в который заложены основные принципы планирования, в т.ч. принцип формирования рациональной структуры генерации.
В рамках работы по обновлению системы планирования Минэнерго РФ внесло в правительство проект распоряжения о внесении изменений в действующую Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2035 г., которым предусмотрены вводы новых ГЭС на 3,8 ГВт и ГАЭС на 2,9 ГВт.
Более подробно вопросы развития ГЭС будут проработаны в рамках формирования новой Генеральной схемы до 2042 г., которая будет разрабатываться в 2023-2024 гг. с учетом новых требований.
Также ведется работа по поручению президента РФ по строительству перспективных площадок ГЭС и гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС).
На площадке Минэнерго РФ создана рабочая группа.
По итогам проработки было рассмотрено 13 перспективных проектов строительства новых ГЭС совокупной установленной мощностью 6,5 ГВт и 7 проектов ГАЭС НА 7 ГВт.
Помимо работы по запуску новых станций реализуется программа модернизации гидроагрегатов действующих ГЭС.
Принципиальное значение для строительства ГЭС имеет вопрос определения источников финансирования.
Участники рабочей группы изучили в т.ч. международный опыт, состав тех объектов, которые появляются при сооружении ГЭС.
По действующему законодательству, водохранилища являются объектами федеральной собственности, поэтому нелогично включать стоимость их создания в общую стоимость гидростанции.
Водохранилищами пользуются в транспортной и в сельскохозяйственной, в связи с чем Минэнерго считает целесообразным финансировать создание водохранилищ за счет средств федерального бюджета.
Также обсуждаются возможности долгосрочных заимствований, действующие механизмы привлечения заемных средств, в том числе Фабрики проектного финансирования, предоставление дополнительных налоговых льгот и др. финансовые инструменты.
П. Сниккарс упомянул и о роли малой гидрогенерации (станции мощностью менее 50 МВт) как объектов, работающих на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ).
Госпрограмма поддержки малых ГЭС будет продолжаться, в настоящее время идет диалог по ценовым параметрам, связанным с изменением внутренней и внешней конъюнктуры.
2 мин
...
Минэнерго РФ предлагает построить новые ГЭС общей мощностью 3,8 ГВт и ГАЭС на 2,9 ГВт
Минэнерго РФ внесло в правительство проект распоряжения о внесении изменений в действующую Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2035 г.
Источник: Минэнерго РФ