Об этом глава МИД Египта С. Шукри заявил 29 июня 2020 г.
Переговоры между Египтом, Суданом и Эфиопией длятся уже в течение нескольких лет.
В конце концов переговоры забуксовали.
Основная проблема - сколько воды Эфиопия спустит вниз по течению, если произойдет многолетняя засуха, и как Эфиопия, Египет и Судан разрешат любые будущие разногласия.
Эфиопия, в свою очередь, торопится - в июле начнутся сезонные дожди, которые смогут быстрее заполнить водохранилище ГЭС.
В связи с этим Египет официально обратился к Совбезу ООН с просьбой вмешаться в ход переговоров, чтобы избежать односторонних шагов со стороны Эфиопии, позицию которой Египет считает не позитивной.
По итогам Саммита Эфиопия-Египет-Судан, прошедшего 26 июня 2020 г.:
- страны договорились о создании технического комитета для выработки итогового документа по ГЭС Возрождение;
- Эфиопия обязалась не начинать заполнение образовавшегося после строительства плотины GERD водохранилища, несмотря на свои более ранние заявления в этом месяце о том, что заполнение начнется несмотря на существование какого-либо соглашения.
- возобновить застопорившиеся переговоры;
- сформировать комитет экспертов для окончательного оформления юридически обязывающего соглашения о спорной плотине в течение следующих нескольких недель.
Международные наблюдатели - США и ЕС - также окажут поддержку.
В своем заявлении Эфиопия заявила, что, хотя стороны договорились не предпринимать односторонних действий:
- строительство ГЭРБ будет продолжено;
- Эфиопия рассчитывает достичь соглашения в течение 2 недель, после чего страна начнет заполнение плотины.
На прошлой неделе Египет направил письмо в СБ ООН с призывом вмешаться в спор.
Франция, которая в июне 2020 г. председательствует в СБ ООН, ранее на этой неделе заявила, что этот вопрос будет обсуждаться в понедельник на открытом заседании, в котором примут участие представители Египта, Судана и Эфиопии.
Египет, получающий 90% запасов воды из реки Нил, сильно обеспокоен строительством ГЭС в Эфиопии, поскольку находится ниже по течению р. Нил и опасается засухи в результате реализации проекта.
Аналогичные опасения высказывает и Судан, также находящийся ниже по течению р. Нил.
И Египет, и Эфиопия намекнули на военные шаги для защиты своих интересов, и срыв переговоров может привести к открытому конфликту.
По инициативе Египта Совбез ООН 29 июня 2020 г. в режиме видеоконференции провел заседание, посвященное строительству ГЭС Возрождение.
Тезисы С. Шукри:
- заполнение и введение в эксплуатацию водохранилища ГЭС создает серьезную угрозу международному миру и безопасности,
- проект приведет к неустойчивой ситуации в 2 расположенных ниже по течению странах,
- между Египтом и Эфиопией возникнет атмосфера враждебности, будут посеяны семена вражды между народами,
- Египет призывает Совбез ООН призвать стороны добросовестно вести переговоры о достижении соглашения по плотине Возрождение и воздержаться от любых односторонних действий до момента заключения этого соглашения,
- эффективное решение вопроса по плотине ГЭС заключается в достижении справедливого и сбалансированного соглашения.
Тезисы от заместителя генсека ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства Р. Ди Карло:
- ООН готова оказать необходимую техническую и экспертную поддержку в соответствии с просьбами 3 стран,
- это включает в себя любую поддержку, которая может потребоваться в процессе под руководством Африканского союза,
- трансграничное водное сотрудничество является ключевым элементом в реализации Целей устойчивого развития,
- изменение климата в сочетании с прогнозируемым демографическим ростом и социально-экономическими изменениями приведет к усилению проблем в области управления водными ресурсами во всем мире, а не только в прибрежных странах Голубого Нила,
- хотя ООН не участвовала в переговорах по проекту ГЭС Возрождение, генсек полностью занимается этим вопросом,
- разногласия могут быть преодолены, и соглашение может быть достигнуто, если все стороны проявят необходимую политическую волю к компромиссу в соответствии с духом сотрудничества.
- власти Эфиопии не считают, что спор должен быть в СБ ООН, поскольку лидеры 3х стран согласились на урегулирование под эгидой африканского союза;
- усилия по его мирному урегулированию еще не исчерпаны;
- Эфиопия была лишена права использовать воды Голубого Нила, а более 60 % территории страны - это сухая земля без устойчивых водных ресурсов, в то время как Египет наделен грунтовыми водами и имеет доступ к морской воде, которая может опресняться;
- после завершения строительства ГЭС ГЭРД электричество получат более 65 млн человек, которые в настоящее время живут в полной темноте.
Эфиопия с 2012 г. реализует крупномасштабный проект строительства ГЭС Хидасэ (Возрождение) на р. Голубой Нил, правом притоке р. Нил, в регионе Бенишангуль-Гумуз около границы с Суданом.
ГЭС необходима Эфиопии, чтобы покрыть существенный энергодефицит в стране.
На данный момент доступ к электроэнергии имеется примерно у 45% населения страны.
Установленная мощность ГЭС составит 6,45 ГВт, что в 1,5 раза превышает совокупную мощность всех ныне работающих электростанций Эфиопии.
Общий объем водохранилища составит 74 млрд м3, площадь - 1,8 тыс. км2.
Начать заполнение водохранилища Эфиопия планирует в июле 2020 г., а уже к концу месяца водохранилище должно содержать 4,9 млрд м3 воды.
Производство электроэнергии начнется в феврале-марте 2021 г., полное завершение работ по строительству ГЭС планируется на 2023 г.
Проект сильно не нравится Египту и Судану, которые не хотят столкнуться с нехваткой водных ресурсов из-за действий Эфиопии.
Египет и Судан опасаются, что запуск ГЭС Хидасэ и быстрое заполнение водохранилища, не ограниченное никакими дополнительными условиями, могут обернуться для них засухой и перебоями в работе Асуанской ГЭС.
В свою очередь, это приведет к снижению производства электроэнергии, кризису в сельском хозяйстве и потере рабочих мест.
Формально, у Египта есть право блокировать проект по англо-египетскому договору 1929 г. и подписанному 30 лет спустя соглашению между Египтом и Хартумом.
Согласно этим документам, Египет имеет право налагать вето на строительство любых плотин и дамб на р. Нил.
В свою очередь, Эфиопия не считает, что этот договор ее к чему-то обязывает, подчеркивая, что на ее территории находятся 3 притока Нила, которые обеспечивают свыше 80% воды, поступающей в Египет и Судан.
Конфликты вокруг строительства ГЭС в верховьях трансграничных рек зачастую становятся причиной конфликта между станами.
Зачастую это касается засушливых стран, где вопросы водопользования обострены, но возможны и другие варианты.
Одним из примеров такого противостояния могут служить страны Средней Азии, активно развивающие гидроэнергетику в условиях ограниченных водных ресурсов.
Так, Узбекистан был сильно взволнован в 2012 г., когда Россия и Кыргызстан договорились о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 на р. Нарын, притоке р. Сырдарья (правда в 2016 г. соглашение было расторгнуто, но Киргизия от своих планов по Камбаратинской ГЭС-1 не отказалась).
Также недовольство Узбекистана вызвала реанимация Таджикистаном проекта Рогунской ГЭС на р. Вахш, которая сливаясь с р. Пяндж образует Амударью.
Но в последние годы ситуация изменилась и Узбекистан начал рассматривать предложения об участии в строительстве ГЭС, поступившие от Таджикистана и Киргизии.
Более свежий пример - планы Монголии по строительству 3 ГЭС на р. Селенга и ее притоках, анонсированные в 2014 г.
Река Селенга дает в о. Байкал около 30% притока воды, что сильно обеспокоило Россию, увидевшую перспективу разрушения экосистемы озера Байкал.
Начались долгие переговоры с монгольской стороной, итогом которого стало подписание в декабре 2019 г. российско-монгольского межправсоглашения о сотрудничестве в области электроэнергии.
Также в декабре 2019 г. было объявлено о том, что российские власти приняли решение в пользу прохождения маршрута магистрального газопровода (МГП) Сила Сибири-2 (западный маршрут поставок газа в Китай) через территорию Монголии, хотя ранее как приоритетный вариант рассматривался безтранзитный маршрут через республику Алтай.
Не исключено, что перемену мнения властей РФ по поводу монгольского варианта маршрута МГП Сила Сибири-2, несмотря на необходимость выплачивать транзитные платежи, повлиял именно отказ Монголии от строительства ГЭС на р. Селенге и ее притоках.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина