USD 64.2101

+0.01

EUR 70.6761

0

BRENT 62.61

+0.25

AИ-92 42.36

0

AИ-95 46.15

0

AИ-98 51.58

-0.01

ДТ 47.38

+0.02

7 мин
1311

Госконтроль или конкуренция? А. Новак выступил на правительственном часе в Госдуме, рассказав о развитии российской электроэнергетики

Депутаты Госдумы с интересом заслушали доклад А. Новака, отметив положительную динамику в электроэнергетике, обозначив при этом проблемы отрасли

Госконтроль или конкуренция? А. Новак выступил на правительственном часе в Госдуме, рассказав о развитии российской электроэнергетики Госконтроль или конкуренция? А. Новак выступил на правительственном часе в Госдуме, рассказав о развитии российской электроэнергетики

Москва, 7 ноя - ИА Neftegaz.RU. Глава Минэнерго РФ А. Новак 6 ноября 2019 г. выступил на «правительственном часе» в Госдуме, рассказав о развитии российской электроэнергетики, проблемах и путях их решения.
В частности, речь шла о перспективах модернизации электроэнергетики, импортозамещении в производстве оборудования для гидроэлектростанций (ГЭС), тарифах на электроэнергию и перекрестном субсидировании.

Открывая «правительственный час», председатель Госдумы В. Володин отметил педантичность и внимательность А. Новака в должности министра энергетики.
В ответ А. Новак поблагодарил депутатов за тесное сотрудничество, особенно отметив Комитет по энергетике, с которым у министерства налажен постоянный контакт.
Законотворчество Минэнерго РФ рассматривает как очень важное направление и важное условие динамичного развития отрасли.
В течение 2019 г. Госдумой было принято 20 федеральных законов, инициированных Минэнерго РФ, направленных на совершенствование законодательства в области электроэнергетики, а на данный момент на рассмотрении находится 5 законопроектов.
Далее А. Новак отчитался по основным показателям развития отрасли, имеющихся достижениях и проблемах.

Основные показатели
Электроэнергетический комплекс России является одним из крупнейших в мире, включая более 1 тыс. электростанций (в т.ч. 11 АЭС, 170 ГЭС, более 90 станций на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ)) и более 2,6 млн км линий электропередач.
За 7 лет использование электроэнергии в стране выросло на 6%.
По итогам 2019 г. выработка электроэнергии ожидается на уровне 1,102 трлн кВт*ч, электропотребление - 1,081 трлн кВт*ч.
Установленная мощность электростанций по итогам 2019 г. составит порядка 253,6 ГВт, прирост за 7 лет - 30 ГВт.
С 2011 г. в эксплуатацию введено 45 ГВт новых электростанций.
Введенные мощности в электроэнергетике позволили существенно обновить основные фонды на 15% и увеличить резервы мощности в единой энергосистеме.

Несмотря на рост электропотребления, отрасль стабильно обеспечивает потребности экономики и социальной сферы страны в электрической и тепловой энергии.
Совершенствование законодательства позволяет увеличивать привлечение инвестиций в сферу, в т.ч. в ВИЭ, куда уже вложено 6 трлн руб. инвестиций.
Это позволило увеличить резервы в отрасли и сохранить ее стабильность несмотря на рост потребления.
Минэнерго РФ считает необходимым увеличить конкуренцию на рынке электроэнергии и активно работает в этом направлении.
А. Новак также отметил снижение потерь в сетях, которые за 7 лет снижены на 8,7% до ожидаемых 10,4% в 2019 г., а также сокращение времени восстановления электроснабжения для обычных потребителей на 45%, до 2 ч 25 мин.
В период до 2035 г. целевым показателем по потерям является 7,3%, а по времени восстановления - 30 мин, что очень амбициозно, но отрасль будет к этому стремиться.

При этом количество регионов с высокими рисками перерывов энергоснабжения сократилось за 7 лет - с 9 до 3, а в планах выйти на отсутствие такого показателя.
Для увеличения надежности энергосистемы России в целом и отдельных ее регионов к единой энергосистеме были присоединены часть Восточной Сибири и республики Саха (Якутия).
Также к российской энергосистеме присоединена энергосистема Крыма и обеспечена его энергонезависимость, в т.ч. за счет строительства энергомоста и новых станций.
Кроме того, обеспечена энергонезависимость Калининградской области за счет строительства новых станций и их топливообеспечения.
Принятые Госдумой изменения в законодательство позволили повысить собираемость платежей до уровня 99%.
Однако платежная дисциплина остается актуальной темой, особенно в регионах Северо-Кавказского федерального округа.

Надежная и экологичная
А. Новак отметил, что в России на сегодняшний день сформирована надежная электроэнергетическая система, позволяющая обеспечивать как энергоснабжение действующих, так и подключение новых потребителей.
При этом российская энергосистема является одной из самых экологически чистых в мире.
Доля выработки электроэнергии из экологически чистых и низкоуглеродных источников энергии составляет порядка 85%.
К 2035 г. этот показатель составит 95%.
Несмотря на рост установленной мощности и выработки электроэнергии, валовый расход топлива на тепловых электростанциях за 7 лет снизился на 2,8 млн т у.т.
Показатель удельного расхода условного топлива за 7 лет снизился на 7,3% с 330 г у.т./кВт*ч до 306 г у.т./кВт*ч.
К 2035 г. этот показатель планируется снизить до 255 г у.т./кВт*ч .

Условия для развития
Для того, чтобы электроэнергетика развивалась и достигала показателей, которые стоят перед страной, необходимо существенно изменить регуляторную базу.
В частности, одной из важнейших задач является создание условий для перекрестного субсидирования.
Минэнерго РФ направило в правительство законопроект по этой теме.

Необходимым условием для развития отрасли является обеспечение долгосрочных и неизменных тарифов в электросетевом комплексе.
В 2019 г. принят Федеральный закон, предусматривающий с 1 января 2023 г. переход к установлению цен и тарифов на услуги по передаче электроэнергии только в форме долгосрочных цен на такие услуги со сроком действия не менее 5 лет и возможности заключения сетевыми организациями и субъектами РФ регуляторных соглашений.
Федеральные органы исполнительной власти ведут разработку необходимых подзаконных актов.

Еще одной важной задачей, по мнению министра, остается повышение эффективного использования резервов сетевой мощности.
За 7 лет прирост мощности по заключенным договорам техприсоединения составил 121,8 ГВт, а прирост фактической потребляемой мощности за счет нового ТП составил всего 8 ГВт, что составляет 6,5%.
В качестве решения этой проблемы Минэнерго РФ разработало проект постановления правительства, обеспечивающее плавный переход на новую систему тарифного регулирования.

А. Новак также рассказал про программу обновления основных фондов и увеличения эффективности работы генерирующего оборудования, которая позволит модернизировать 41 ГВт генерирующих мощностей ТЭС до 2035 г., повысив надежность основных фондов на 16% и привлечь инвестиции в объеме до 2 трлн руб.
Благодаря целенаправленной политике стимулирования локализации оборудования ВИЭ, объемы производства соответствующих компонентов возросли к настоящему времени со 140 МВт/год в 2012 г. до 900 МВт/год в 2019 г.
Со стороны Минпромторга РФ получены оценки о возможности обеспечения роста промышленного потенциала в объеме до 1,4 ГВт/год производимого оборудования, что обеспечит занятость не менее 12 тыс. человек.

Также ведется работа по консолидации сетей.
В рамках введения критериев отнесения к территориальным сетевых организациям удалось снизить количество сетей на 47% с 3146 ед. в 2015 г. до 1655 ед. в 2018 г.
Стратегией развития электросетевого комплекса России предусматривается снижение к 2030 г. количество сетевых организаций до 800 ед.

Диалог и критика
Депутаты Госдумы с интересом заслушали доклад А. Новака и отметили положительную динамику в электроэнергетике.
При этом ряд положений доклада и позиция Минэнерго РФ подверглись серьезной критике, кроме того представители фракций ГД рассказали о своем видении проблем в отрасли.
Так, председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ П. Завальный обратил внимание на тревожную тенденцию к росту электроемкости российского ВВП.
На сегодня энергоемкость ВВП превышает 4%, а в 2021 г. может достичь уже 4,6%.
Сегодня это сдерживает рост ВВП на 0,8%/год, а в 2021 г. этот показатель достигнет уже 1%.

Также П. Завальный отметил, что госучастие и регулирование электроэнергетики постоянно растет, что противоречит принятой ранее рыночной модели развития российской экономики.
Конкуренция на оптовом рынке, формирование которого считается одним из наиболее заметных итогов реформы электроэнергетики, ограничивается при помощи разного рода искусственных механизмов, таких как межрегиональная перекрестка, развитие ВИЭ и мусоросжигающих заводов.
На розничном рынке электроэнергии конкуренция фактически отсутствует.
Без формирования истинно рыночных механизмов и подлинной конкуренции невозможно обеспечить требуемое качество и адекватную стоимость электроэнергии для роста российской экономики, - оценил П. Завальный ситуацию в отрасли.
Корень проблем кроется в том, что электроэнергетика нагружена несвойственными ей функциями.
Освобождение от этих функций, ограничение перекрестного субсидирования, в т.ч. и выравнивание тарифов для населения и промышленности при одновременном усилении адресной социальной поддержки, ряд решений по повышению эффективности сетевого комплекса (справедливое распределение перекрестки по уровням напряжения и потребителям, снижение льгот по технологическому присоединению, оплата резервирования мощности, синергия от консолидации активов) позволят повысить эффективность работы электроэнергетики и за счет внутреннего перераспределения затрат снизить перекрестку.
Поможет и ускоренная цифровизация отрасли, введение интеллектуального учета энергоресурсов, для чего уже создана законодательная база.

Депутат фракции КПРФ Ю. Афонин, со своей стороны, высказался о необходимости восстановления нацконтроля за электроэнергетикой.
С ним частично согласен депутат фракции ЛДПР В. Селезнев, который считает, что генерация должна быть сосредоточена в руках тех компаний, которые прямо или косвенно контролируются государством.
В. Селезнев также выступил за то, чтобы был применен принцип «один регион - один гарантирующий поставщик».

Аудитор Счетной палаты А. Каульбарс рассказал о недостатках, выявленных его ведомством, которые могут помешать развитию электроэнергетики.
В частности, не сформирован механизм экономического стимулирования потребителей электроэнергии к перераспределению и оптимизации загрузки свободных мощностей.
Также отсутствует единый для всех сетевых компаний открытый интернет-ресурс, где должна размещаться информация по вопросам техприсоединения.
Не достигнуты некоторые целевые показатели по развитию отрасли, а качество реализации некоторых инвестпроектов с бюджетными средствами остается низким.

Решения
По итогам прошедшего «правительственного часа» В. Володин попросил А. Новака предоставить данные о тарифах на электроэнергию в разных странах.
Госдуме РФ важно получить информацию из первоисточника, чтобы отмести в будущем разговоры о том, что в России стоимость электроэнергии выше, чем за рубежом.
Эти данные поступят в Госдуму в ближайшие дни.
Также в скором времени депутаты получат информацию относительно доходов регионов от налогообложения компаний, вырабатывающих электроэнергию и атомную энергию.
Вопрос налогообложения Госдума обсуждает с руководителями компаний РусГидро и Росатом.
Для уточнения Госдума запросила информацию в разрезе регионов, чтобы оценить, насколько эти компании участвуют в формировании региональных бюджетов.

Автор: Е. Алифирова

Источник : Neftegaz.RU

Голосование по теме

Какой из факторов, тормозящих развитие электроэнергетики, можно считать ключевым?

Система Orphus