Гендиректор Россетей О. Бударгин и глава Минэнерго Монголии П. Ганхуу в г Улан-Баторе обсудили вопросы развития электрических связей между Россией и Монголией, включая создание технических условий для реализации экспортно-импортного потенциала энергосистем 2х стран.
Встреча прошла 19 февраля 2017 г.
По инициативе монгольской стороны, в ходе встречи была затронута тема совместной разработки стратегии интеграции систем северо-восточной Азии.
В перспективе это даст возможность создать энергетическое кольцо.
С учетом существующих связей с Монголией, проект позволит обеспечить перетоки и выдачу мощности в страны северо-восточной Азии - как из Сибирской энергосистемы, так и вырабатываемой электроэнергии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Монголии.
Экспорт э/энергии ВИЭ Монголии - это слишком громко сказано.
Монголия испытывает острый дефицит электроэнергии и каскада гидроэлектростанций (ГЭС) на р Селенга и ее притоках.
Река Селенга впадает в о Байкал, и строительство ГЭС негативно восприняли в России.
Печально, что здесь не было видно экологов - активистов Greenpeace, но каскад ГЭС на р Селенге может превратить о Байкал в подобие Аральского моря, ныне сильно обмелевшего из-за недостаточного потока воды из рек Сыр- Дарьи и Аму - Дарьи.
Власти РФ это понимают, и общаются с властями Монголии гораздо мягче, чем ранее по транзиту газа или нефти.
В 2014 г реализация проекта каскада ГЭС была приостановлена, но Монголия все-таки предпринимала попытки вернуться к проекту.
Россия не раз анонсировала готовность обеспечить поставки э/энергии в Монголию, предлагая льготные цены.
В декабре 2016 г Россия и Монголия объявили о создании рабочей группы по урегулированию данного вопроса.
Ныне представители Монголии дерзко подтвердили заинтересованность в создании экспортного коридора для транзита э/энергии из России в Монголию и страны Азии.
Для реализации этой идеи обсуждалась возможность участия специалистов Россетей в проекте модернизации и реконструкции электросетевой инфраструктуры Монголии.
На нынешних переговорах монголы чувствовали себя уверенно, понимая, что власти РФ будут вынуждены сотрудничать с Монголией по электросетям, чтобы сохранить Жемчужину Сибири.
Когда то Монголия была транзитером нефти из РФ в Китай, обеспечивая транзит нефти с Самотлорского месторождения, но это в прошлом.
Ныне власти Монголии безуспешно пытаются опять стать транзитером российских энергоресурсов.
В 2014 г власти РФ и Китая не захотели прокладывать магистральный газопровод (МГП) Сила Сибири 2 (Западный маршрут) в Китай через Монголию. Хотя дело, может быть, не в маршруте МГП Сила Сибири 2, а вообще в отсутствии потребности Китая в поставках газа по Западному маршруту, после заключения с Туркменистаном контракта на поставку 65 млрд м3/год газа.
В 2013 г И. Сечин торпедировал проект Транснефти по поставкам нефти в Китай через Монголию, назвав его неэффективным.
Ныне шансы на реализацию экспортно-импортного потенциала энергосистем 2х стран довольно велики, на кону Байкал.