Иран готов помочь Кыргызстану в строительстве гидроэлектростанций (ГЭС).
Об этом 19 апреля 2017 г сообщил министр иностранных дел Ирана М. Д. Зариф по итогам встречи со своим киргизским коллегой Э. Абдылдаевым.
Иран имеет большой опыт в строительстве плотин и электростанций, и может помочь правительству Киргизии в этой области.
Причем, реализация 1 из проектов по строительству ГЭС Ираном связана именно со Средней Азией.
В январе 2005 г Иран и Таджикистан подписали протокол по достройке Сангтудинской ГЭС-2 мощностью 220 МВт.
В соответствии с договором, в течение 12,5 лет станция будет считаться собственностью Ирана, после чего перейдет таджикской стороне.
Первый гидроагрегат (ГА) Сангтудинской ГЭС-2 был запущен в сентябре 2011 г, а 2й - в сентябре 2014 г, что позволило Таджикистану заметно снизить энергодефицит.
В Кыргызстане Ирану интересны как проекты по строительству малых ГЭС, так и более крупные проекты.
Отдельно М. Д. Зариф успокоил главу МИД Кыргызстана, заверив, что в настоящее время для Ирана не существует никаких ограничений для сотрудничества с Кыргызстаном.
Напомним, что об интересе Ирана к проектам в сфере гидроэнергетики в Кыргызстане стало известно в декабре 2016 г по итогам визита президента Ирана Х. Роухани в Казахстан и Кыргызстан.
Тогда говорилось о том Иран может принять участие в проекте по строительству Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1, соглашение по которым с Россией Кыргызстан окончательно разорвал в августе 2016 г.
Соглашение о строительстве четырех ГЭС Верхне-Нарынского каскада ГЭС общей мощностью 200 МВт и Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1,9 ГВт Россия и Кыргызстан подписали в сентябре 2012 г.
Единственным инвестором этих проектов должна была выступать Россия, а их стоимость оценивалась в 2,1 млрд долл США.
Однако завершить строительство не удалось после того как киргизская сторона неожиданно заявила о том, что Россия не сможет достроить ГЭС из-за экономических трудностей.
В 2016 г Кыргызстан начал поиск других партнеров, в их числе назывались компании из Китая, Турции, Германии, Австрии и Финляндии.
Впрочем, Камбаратинская ГЭС-1 может оказаться для Ирана слишком крупным проектом, да еще и осложненным экономическими, политическими и экологическими рисками.
А вот 1-2 из 4 ГЭС Верхне-Нарнынского каскада Ирану вполне могут быть по силам.
Также Иран готов к развитию торгово-экономических отношений с Кыргызстаном и в других сферах.
В их числе министр назвал горнорудная промышленность, фармацевтика, а также трасфер новых технологий в Кыргызстан.
Со своей стороны Кыргызстан заинтересован в привлечении иранских инвестиций в сельское хозяйство, энергетику, горнорудную промышленность, туризм и ИТ.
Отметим, в 2016 г товарооборот с Ираном составил 14 млн долл США, а в 2015 г - 7 млн долл США.