14 ноября 2017 г В. Путин побывал в Россетях, где провел совещание по вопросам развития электроэнергетики.
В ходе посещения Россети президент РФ также:
- ознакомился с инновационными разработками для электросетевого комплекса;
- обсудил перспективы развития электроэнергетики России, в тч тепловой генерации;
- в режиме видеоконференции дал команду на ввод в эксплуатацию подстанций (ПС) «Пресня» (г Москва), «Стадион» (г Самара), «Береговая» (г Калининград), входящих в электросетевую инфраструктуру Чемпионата мира по футболу 2018 г.
Тезисы от В. Путина:
- За последние годы удалось существенно нарастить возможности сектора тепловой генерации.
За последние 5 лет, с 2012 по 2016 гг объем мощности тепловой генерации вырос на 6,7%.
Сегодня здесь сосредоточены 2/3 установленной мощности энергетики РФ - 164 ГВТ.
На тепловых электростанциях (ТЭС) вырабатывается почти 60% электроэнергии России.
На фоне роста мощности происходят и качественные изменения.
Благодаря вводу в строй новых установок снизилась аварийность тепловой генерации, повысилась устойчивость энергоснабжения предприятий, социальных учреждений, жилых домов.
Использование передовых технологий позволяет обеспечить и более строгие экологические стандарты.
- Позитивная динамика в работе энергосистемы России, а также снятие барьеров, оптимизация административных процедур позволили заметно упростить и сократить сроки подключения к технологическим сетям.
В обновленном международном рейтинге Всемирного банка по параметру «подключение к системе электроснабжения» РФ заняла 10е место.
Для сравнения - в 2012 г Россия была на 183м месте из 190 стран.
- Созданный задел в виде новых мощностей дает сегодня возможность реализовать масштабную долгосрочную программу модернизации тепловой энергетики России.
Ее приоритеты: вывод из оборота и замена устаревшего, неэффективного оборудования; внедрение ресурсосберегающих, экологичных технологий; развитие мощностей на основе современных установок, с более высокими характеристиками надежности и отдачи.
- Инвестиции в обновление генерации должны привести к снижению операционных расходов, а следовательно капитальные затраты не должны ложиться на плечи потребителей, бизнеса, граждан, социальных и государственных учреждений.
Иными словами, необходимо вписаться в действующий порядок установления энерготарифов.
Министра энергетики РФ А. Новак, который так же принимал участие в совещании, рассказал о задачах электроэнергетической отрасли промышленности, инвестициях и развитии.
Тезисы от А. Новака:
- В отрасли за последние 5 лет общее потребление энергии увеличилось на 3,2 %.
В 2016 -2017 гг идет рост потребления: на 1,7% в 2017 г ожидается прирост.
Это означает, что после кризиса экономика восстановлена - и потребление э/энергии восстановилось.
- За 5 лет общий объем инвестиций в электроэнергетику составил 4 трлн рублей, из которых 1,7 трлн рублей - в сети и 2,3 трлн рублей - в генерацию.
За этот период было построено 156 тыс км электросетей, 103 тыс МВА (мегавольтамер) трансформаторной мощности, введено в эксплуатацию 35 тыс МВт новых мощностей.
- Важный показатель - это снижение количества аварий.
С 2012 г количество аварийности снизилось в генерации на 11%, а в электросетевом комплексе - почти на 20%.
- На 6 % была повышена топливная эффективность выработки э/энергии, это позволяет сейчас сэкономить порядка 35 млрд рублей/год только на топливе, потери снижены на 15% по сравнению с 2012 г.
- Сегодня в РФ реализуется ряд крупных проектов, которые повышают надежность энергоснабжения:
- обеспечение энергонезависимости Калининградской области;
- строительство 2х крупных электростанций в Крыму общей мощностью 940 МВт;
- обеспечение надежного снабжения объектов чемпионата мира по футболу;
- идет строительство 4 крупных электростанций на Дальнем Востоке.
- Минэнерго РФ большое внимание уделил совершенствованию регулирования электроэнергетики, и была введена 4-летняя модель долгосрочных отношений на рынке мощности.
Это на сегодняшний день дает понятные ценовые ориентиры, дает возможность участникам рынка планировать инвестиции в долгосрочный период.
Принят был закон об «альтернативной котельной», который позволил существенно повысить привлекательность инвестиций в теплоэнергетику.
Этот закон заработает в полную силу с 1 января 2018 г.
- Проводится консолидация территориальных сетевых организаций (ТСО).
За период с 2015 г уже на 40% сокращено количество ТСО.
Введена система эталонов для расчета также нормативов цены при утверждении инвестиционных программ сетевых организаций, то есть сейчас все инвестиционные программы считаются по эталонным нормативным затратам.
- Была проведена работа по совершенствованию регулирования энергосбытовых компаний.
Введены финансовые гарантии на оптовом рынке, организован мониторинг финансового состояния 212 сбытовых компаний.
Принято постановление правительства РФ о лишении статуса гарантирующих поставщиков за долги перед генераторами и сетями.
- Во 2м чтении в Госдуме РФ рассматривается проект закона о лицензировании сбытовой деятельности.
- В РФ создаются расчетно-кассовые центры (РКЦ), их сейчас насчитывается около 300, и они работают в 50 субъектах страны.
- Большое внимание Минэнерго РФ уделяет платежной дисциплине, большой пакет документов был принят.
В результате ведомству удалось переломить тенденцию к постоянному росту дебиторской задолженности.
В 2017 г уровень расчетов на рознице составил 98,5% - и лучше, чем в 2017 г, почти на 1%, на 20 млрд рублей снизилась задолженность гарантирующих поставщиков.
Принятые регуляторные решения и жесткая конкуренция на рынке э/энергии обеспечили рост цены на э/энергию на уровне устойчиво ниже инфляции.
Сравнение с другими странами показывает, что цена на э/энергию в России сейчас 1 из самых низких в мире: в 2 раза ниже средней для промышленности по сравнению с другими странами и в 3 раза ниже для населения.
- По инициативе В. Путина в 2010 г была запущена программа строительства новой генерации на базе механизма договоров предоставления мощности (ДПМ).
С момента начала этой программы по настоящее время реализовано уже 130 проектов.
С 2010 г введено 30 тыс МВт новых мощностей.
Всего до конца 2020 г будет введено еще 6 тыс.
Можно сказать, что благодаря этому механизму был создан очень хороший инструмент, привлечены колоссальные инвестиции в российскую экономику - порядка 2 трлн рублей как со стороны российских, так и со стороны ведущих иностранных компаний.
Кроме этого, были достигнуты значительные макроэкономические эффекты - помимо инвестиций прирост налоговых поступлений, прирост ВВП.
1 из самых важных, ключевых эффектов реализации этой программы стало то, что мощнейшее развитие получило отечественное энергетическое машиностроение, проектные и строительные отрасли.
Программа ДПМ фактически возродила отечественный энергомаш после стагнации отрасли в 1990е гг.
И загрузка отрасли позволила вводить примерно до 4 ГВТ/год мощностей , в том числе это современные новые ТЭС, атомные электростанции - например, силовая установка на Новочеркасской ГРЭС, которая работает по технологии циркулирующего кипящего слоя, энергоблок на Нововоронежской АЭС с реактором поколения «3+».
Это то, что достигнуто как раз благодаря ДПМ.
На сегодня можно констатировать, что программа ДПМ заканчивает свое действие.
Она позволила обновить около 15% всей установленной мощности электрогенерации в России.
- Однако на фоне этих цифр я хотел бы обратить внимание на проблему старения оборудования, которая все равно остается очень острой.
В России сегодня, несмотря на 15% модернизацию, мы отмечаем все равно достаточно старый парк генерирующего оборудования в сравнении с развитыми странами мира.
Средний возраст составляет 34 года.
Более 30% всего оборудования - старше 45 лет.
Это очень большой показатель.
И, если ничего не делать, через 10 лет в разряд «за 50 лет» перейдет еще 1/4 оборудования, или почти 50 тыс МВт, при этом мы на сегодня имеем 2/3 оборудования с выработанным на 100% ресурсом.
В соответствии с утвержденной в 2017 г правительством РФ генеральной схемой развития электроэнергетики требуется принятие инвестиционных решений в отношении порядка 130 ГВТ мощностей действующей тепловой генерации.
Парковый ресурс этих 130 ГВТ будет исчерпан до 2035 г.
Такой большой объем обусловлен тем, что практически не было вводов в 1990е гг, в 2000е гг, и надо модернизировать и заменить почти 60% установленной мощности генерации менее чем за 20 лет.
Сложность в том, что нужно будет в этот момент работать и модернизацию производить при работающей системе.
Минэнерго РФ провело подготовительную работу, чтобы сформулировать предложения, как модернизировать энергетику без ущерба для надежности и с минимизацией финансовой нагрузки на потребителей.
Выработано 2 предложения, которые обсуждены с отраслевым сообществом, с федеральными органами власти.
1е предложение.
Проекты ДПМ сейчас в основном завершены, оставшиеся подходят к завершению.
Величина высвобождаемых средств с 2021 г будет составлять порядка 130-250 млрд рублей/год.
Это позволит произвести глубокую модернизацию.
Минэнерго РФ предлагает воспользоваться этим ресурсом для того, чтобы реинвестировать высвобождаемые средства в э/энергетику.
За весь период 2020 - 2030 гг объем высвобождаемых средств составит примерно 1,5 трлн рублей, что чуть меньше того объема, который был в период строительства новых мощностей, тем не менее он покрывает необходимость в инвестициях на модернизацию.
Это позволит провести модернизацию порядка 40 ГВт установленной мощности на период до 2030 г, примерно в течение 10 лет модернизировать от 3 до 4 ГВт мощностей.
Почему мы предлагаем не строительство новых мощностей, а модернизацию?
Потому что по срокам это быстрее, это где-то примерно от 1го до 3х лет вместо 3-6 лет при новом строительстве.
Стоимость модернизации примерно в 3-4 раза дешевле строительства новых мощностей.
Посредством модернизации мы продлим срок работы электростанций на 15-20 лет в центрах как электрической, так и тепловой нагрузки и обеспечим загрузку отечественного машиностроения.
Предлагаются следующие основные параметры:
- обеспечить возврат вложенных инвестиций в период 15 - 20 лет, то есть использовать опыт уже предыдущего механизма модернизации с разумной доходностью в привязке к ОФЗ;
- предусматривается механизм штрафных санкций за несвоевременное или неполное исполнение обязательств, будут определены типовые технические решения и эталонная стоимость проводимых работ;
- программа ДПМ может также охватить и распространяться на энергосистему Дальнего Востока.
2е предложение.
Минэнерго РФ считает целесообразным внести ряд корректировок в механизм рынка мощности, так называемый конкурентный отбор мощности, в части увеличения срока заключаемых договоров с 4 до 6 лет и изменение границ ценовых коридоров на соответствующий период.
Это позволит дополнительно еще дать жизнь порядка 100 ГВТ мощностей, продлить их срок эксплуатации на период до 2030 г для надежного функционирования энергосистемы, а по окончании программ модернизации, начиная с 2030 г, нужно будет вернуться к рассмотрению вопроса по этим 100 ГВТ.
В результате реализации данной программы ведомство хочет получить целый ряд значимых макроэкономических и отраслевых эффектов по аналогии, как из программы строительства новых мощностей.
Ввод первых проектов модернизации необходимо обеспечить уже к 2020 г и в период до 2025 г, поэтому нормативную базу необходимо запускать уже в 2018 г.