Об этом Газпром нефть сообщила 23 июня 2020 г.
Данная учебная программа станет 1й в России, созданной для подготовки разработчиков и специалистов по эксплуатации беспилотного транспорта в нефтегазовой отрасли.
Проект ориентирован на студентов с опытом в IT и машинном обучении.
Магистранты будут изучать дисциплины программирования, принципы организации киберфизических систем, управление и архитектуру беспилотных авиационных систем, автомобилей и других автономных аппаратов, а также информационную и промышленную безопасность их эксплуатации.
В 2020 г. на магистерскую программу планируется принять 30 студентов на бюджетной и контрактной основе.
Учащиеся приобретут компетенции в области функционального и имитационного моделирования беспилотников, интеллектуального управления ими, а также научатся программировать компоненты транспортных систем и анализировать устройства с точки зрения их внедрения на рынок и производство.
Поддержка образовательной программы со стороны Центра беспилотных технологий Газпром нефти и Корпоративного университета компании обеспечит востребованность молодых специалистов в крупных проектах в сфере беспилотного транспорта, а также позволит применить накопленный научный опыт университета при внедрении и эксплуатации новых технологий.
В ближайшее время будут разработаны тестовые задания для распределения студентов по различным проектам и задачам, над которыми они будут работать совместно с сотрудниками компании.
Дирекция по цифровой трансформации «Газпром нефти» предлагает студентам производственную практику и стажировку в проектах компании, а также участие в хакатонах и мастер-классах.
В рамках программы карьерных возможностей предполагается проведение нетворкинг-сессий.
Отметим, что Газпром нефть активно применяет беспилотные технологии в своей производственной деятельности, включая беспилотные автомобили, авиационные системы и подводные аппараты.
- Беспилотные автомобили
В ходе тест-драйвов беспилотные КАМАЗы на Восточно-Мессояхском месторождении и ГАЗель Next на Южно-Приобском месторождении без водителей проехали почти 3 тыс. км.
Проект подтвердил потенциал использования беспилотных автомобилей для повышения безопасности грузоперевозок и оптимизации снабжения труднодоступных регионов.
В сравнении с пилотируемыми аналогами беспилотные машины на 50% более безопасны и позволяют на 10-15% снизить издержки при грузоперевозках.
В перспективе такая техника может взять на себя большинство логистических операций, начать ее полноценное использование на нефтепромыслах Газпром нефти планируется в 2021 г.
- Беспилотные авиационные системы
В частности, уже 2/3 трубопроводов компании (протяженность более 7 тыс. км) частично или полностью контролируются с использованием беспилотников самолетного типа.
Эти аппараты оборудованы фото- и видеокамерами, а также тепловизорами и способны находиться в воздухе до 7 часов, преодолевать расстояние в 600 км и развивать скорость до 120 км/ч.
Их используют для оценки целостности трубопроводов и состояния производственной инфраструктуры, несанкционированных действий около инфраструктурных объектов и других нарушений.
Кроме того, Газпром нефть первой в России применила беспилотные летательные аппараты для проведения многоуровневой магнитометрической съемки.
Этот метод геологоразведки позволяет получать первичную информацию о строении пород по измерению геомагнитного поля на поверхности, что необходимо для последующих этапов исследования территории.
Отечественные беспилотники, специально модифицированные для этого проекта, исследовали территорию в 100 км2 в 10 раз быстрее, чем это можно было сделать на земле, и в 2 раза дешевле, чем традиционные методы с привлечением самолетов.
Беспилотники достаточно легкие и маневренные, чтобы летать в нужном диапазоне высот от 50 до 800 м и могут работать в диапазоне температур от -30 до +40оС.
Планируется, что в дальнейшем технология будет применяться для изучения территорий севера Западной Сибири - на п-вах Ямал, Таймыр, Гыдан.
- Телеуправляемые необитаемые подводные аппараты
Помимо мощных прожекторов и видеокамер подводные роботы оснащаются механизированными клешнями, которые позволяют оператору дистанционно осуществлять различные технологические операции на большой глубине.
Автор: А. Игнатьева