Об этом сообщил польский газовый оператор Gaz-System.
Еще в 2022 г. проект получил название Северно-Балтийский водородный коридор.
Планировалось, что по коридору сможет транспортироваться экологичный водород, произведенный в районе Балтийского моря, для снабжения потребителей вдоль всего коридора, а также в Центральной Европе.
Кроме того, по мере дальнейшего развития водородной инфраструктуры вокруг Балтийского моря, может быть создан мощный рынок водорода.
Тезисы из сообщения:
- Gaz-System совместно с операторами газотранспортных систем: Gasgrid Finland (Финляндия), Elering (Эстония), Conexus Baltic Grid (Латвия), Amber Grid (Литва) и ONTRAS (Германия) в январе 2024 г. подписали соглашение о разработке предварительного технико-экономического обоснования для проекта северобалтийского водородного коридора NBHC;
- реализацию трансграничной инфраструктуры для передачи водорода из Финляндии через Эстонию, Латвию, Литву потребителям в Германии и Польше;
- проект укрепит энергетическую безопасность региона, снизит зависимость от импортируемой энергии из фоссильного топлива;
- будет играть важную роль в декарбонизации общества и энергоемких отраслей, расположенных вдоль коридора;
- проект также имеет значительный потенциал для содействия достижению цели ЕС по сокращению выбросов парниковых газов путем замены нынешнего производства и использования фоссильного топлива.
Проект Северо-Балтийский водородный коридора также является частью стратегии диверсификации энергопоставок и ускоряет развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ), что позволит достичь цели ЕС по внутреннему производству 10 млн т водорода из возобновляемых источников к 2030 г.
Кроме того, коридор позволяет транспортировать экологически водород, производимый в регионе Балтийского моря, к точкам потребления и промышленным кластерам, расположенным вдоль всего коридора, а также в Центральной Европе.
Сообщалось, что в 1м полугодии 2024 г. AFRY Management Consulting подготовит предварительное технико-экономическое обоснование проекта, которое определит маршрут коридора, стоимость и пропускную способность.
Параллельно продолжает исследовательскую работу по использованию существующей газовой инфраструктуры для транспортировки метана с примесью водорода (до 10%).
Отмечается, что на уровне ЕС и на национальном уровне компания участвует в работе над правовым регулированием по этому вопросу.
Напомним, что в декабре 2022 г. литовский Amber Grid сообщил, что 6 газовых операторов из Литвы, Финляндии, Эстонии, Латвии, Польши и Германии подписали соглашение о сотрудничестве по развитию водородной инфраструктуры.
В 2023 г. должны были на 1м этапе должны были разработать предварительное технико-экономическое обоснование.
На основе этих рекомендаций принять решение о продолжении разработки проекта.
Однако, подготовку технико-экономическое обоснование подписали только в 2024 г.
Следующие этапы будут включать проектирование и получение разрешений, строительство и ввод в эксплуатацию.
Ранее в декабре 2022 г. другие 3 европейские страны - Испания, Португалия и Франция договорились о масштабном проекте в сфере транспортировки водорода - водородном трубопроводе H2Med.
Стоимость проекта тогда составляла почти 2,5 млрд евро.
Ожидалось, что к 2030 г. по трубопроводу будет прокачиваться около 2 млн т/год водорода.
Автор: П. Паршинова