Пермь, 26 янв - ИА Neftegaz.RU. Ученые из Пермского Политеха разработали экологически безопасный способ использования отхода нефтедобычи - бурового шлама в технологии дорожного строительства.
Об этом сообщила пресс-служба вуза.
Исследование опубликовано в сборнике конференций «Химия. Экология. Урбанистика».
Исследование выполнено в рамках Программы академического стратегического лидерства «Приоритет-2030».
Ученые отмечают, что объемы производственной деятельности удваиваются каждые 15 лет.
Загрязнение почвы и воды нефтью крайне негативно сказывается на экологии, причем как на флоре и фауне, так и на человеке.
Токсичные вещества, добавляемые в буровой раствор в виде разных химических реагентов (ингибиторов, пеногасителей, поглотителей сероводорода), меняют состав местной экосистемы, вследствие чего угнетается водная и наземная жизнь.
Главная задача ученых в рамках исследования была в создании устойчивости и поддержании экологической безопасности окружающей среды на загрязненных территориях.
Для создания этих условий ученые предложили заключать вредные вещества в плотную среду асфальтобетона, в результате чего токсичные составляющие не попадут в подземные и поверхностные воды.
В исследовании использовали образцы с нефтяных предприятий Западной Сибири.
Физико-химический анализ показал, что нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ превышают в 12-35 раз, нефтепродукты превышают нормы в 60 раз, сухой остаток - 1,5-2 раза, показатель жесткости - 2-6 раз, хлориды превышают нормы в 5-6 раз.
На основе полученных результатов и условий образования бурового шлама ученые предложили измельчать эти отходы в минеральный порошок для возможности использования в составе асфальтобетона.
При добавлении минерального порошка в размере 4-8 % в состав асфальтобетона, вредные вещества оказываются в плотной среде, таким образом эти отходы минимизируют свое негативное воздействие на окружающую среду.
Причем прочность при сжатии, трещиностойкость, растяжение и водостойкость полотна будет соответствовать требованиям ГОСТ.
По словам специалистов, технология позволит дополнительно расширить арсенал дорожно-строительных материалов.
Автор: А. Шевченко