Тезисы:
- российский рынок торговли карбоновыми единицами оценивается примерно в 50 млрд долл. США;
- здесь есть над чем подумать, тем более что у нас есть серьезные конкурентные преимущества в этой сфере.
- мы должны добиваться того, чтобы на международном уровне принимались решения справедливые, чтобы эти решения, связанные с трансграничными решениями об отмене товарами, не имели бы признаков недобросовестной конкуренции.
- мы будем это делать со сторонниками в в рамках ВТО и др;
- конкурентные преимущества РФ в климатической сфере:
- гидроэнергетика,
- атомная генерация,
- поглощающие способности российских лесов;
- достижение Россией углеродной нейтральности к 2060 г. абсолютно реалистично:
- Россия не торопится с расширением эксперимента в сфере углеродной нейтральности,
- нужно посмотреть, как эта система работает,
- эксперимент на Сахалине - это хороший опыт, им нужно воспользоваться.
Как следует из документа, на уровне субъекта будет проведена инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов, установлена квота по выбросам парниковых газов регулируемых организаций, а также введена более широкая обязательная углеродная отчетность.
Рынок углеродных единиц
Углеродные кредиты (карбоновые кредиты) - это разрешение на выбросы в атмосферы.Механизм купли-продажи торговли углеродными кредитами позволяет компаниям с низким уровнем выбросов в атмосферу продавать квоты компаниям и странам с избыточным выбросом парниковых газов.
Есть климатические торговые хабы, где торгуются фьючерсы и свопы на стандартные объемы выброса:
- в Европе (гг. Париж, Лейпциг, Осло), объединенные в систему European Union Emissions Trading System, где углеродными кредитами являются EU Allowances ;
- США (г.Чикаго);
- страны АТР (Сингапур).
Отрицательный эффект такой системы - перенос грязного производства в малоразвитые страны, где не очень заботятся об экологии.
То есть нарушается основной принцип - с выбросами не борются, а переносят их подальше.
Понимая это, Евросоюз с 2023 г. планирует расширять квотирование выбросов за свои пределы.
По мнению ЕС, европейские добывающие энергоресурсы компании, нефтеперерабатывающие компании и тд перестанут выводить грязные производства за рубеж.
Это позволяло им экономить на покупке углеродных кредитов.
Но это больно ударило по добывающим странам.
Теперь продукция, экспортируемая в ЕС, будут проходить экологическую сертификацию по европейским правилам.
Российские добывающие компании, очевидно, будут вынуждены покупать углеродные кредиты.