Такое мнение высказал зампредседателя межведомственной рабочей группы «Арктическая повестка» Минприроды России, член ученого совета ВНИИ Экология В. Петров на заседании дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) 20 июля 2021 г.
Изначально типовые проекты стали разрабатываться для очистных сооружений, они позволяли значительно снижать затраты на проектирование объектов и проведение строительных работ.
При применении этого эффективного, но забытого подхода экологическую экспертизу можно значительно упростить.
Он позволяет обеспечить:
- высокий уровень экологической безопасности;
- высокий темп освоения территорий.
Северный завоз и строительный сезон в Арктике ограничены по времени, а многомесячные согласования документов тормозят процесс.
Одним из главных административных барьеров является неопределенность понятия «социальный объект» (поправки освободили социальные объекты от необходимости прохождения экологической экспертизы), на что обратили внимание многие участники заседания дискуссионного клуба ПОРА.
В частности, гендиректор ПОРА А. Стоцкий отметил:
- органы власти в вопросе экологической экспертизы занимают жесткую позицию, но не помогают заявителям экспертизы в ее реализации, не консультируют, не поправляют заявителей;
- законодательство в этой сфере запутано.
Впоследствии от этих требований освободили социальные объекты, перечень которых регулируется распоряжением правительства РФ от 2 июня 2021 г. № 1486-р: школы, детские сады, больницы и т.п.
По мнению координатора Экспертного совета ПОРА А. Воротникова, любой перечень подобных объектов в Арктике является неполным:
- необходима дальнейшая доработка законодательства, которое касается экологической экспертизы;
- в частности, те, кто пытается строить инфраструктурные объекты в Арктической зоне, жалуются на очень долгие сроки вынесения решений, на отсутствие обратной связи;
- эти вопросы необходимо решать, например, передачей полномочий региональным подразделениям Росприроднадзора.
Фото: С. Карпухин, предоставлено пресс-центром ПОРА