Активисты Greenpeace взволнованно заявили, что российская сторона не пускает их корабль в Арктику.
Активисты связывают эти препоны со своими планами установить наблюдение за специалистами Роснефти и ExxonMobil, которые проводят геологоразведку на шельфе в Карском море.
Ранее И.Сечин поведал о результатах проведенной в навигационный период на Карском море сейсмики.
Это примерно по объемам 5,3 тыс км сейсмики в 2D , 3,8 тыс км - в 3D.
Эта сейсмика позволила определить точку бурения в Карском море, и в 2014 г Роснефть приступит к поисково-разведочному бурению.
Морские платформы уже зафрахтованы.
Это позволит выйти на открытие месторождений в Карском море.
Это любопытно, но активисты - экологи могут не попасть на точку.
Ледокол Arctic Sunrise, выкрашенный в зеленый цвет с надписью Greenpeace на борту, может быть заблокирован между Баренцевым и Карским морем на севере России.
Участники экспедиции жалуются, что они не получили разрешения на заход в Северный морской путь.
Администрация Севморпути уже 3 раза отказала ледоколу.
Экологи связывают происходящее с желанием российских властей не допустить их к участкам, на которых специалисты Роснефти и ExxonMobil проводят геологоразведочные работы.
Однако все не так просто.
Действия Greenpeace далеко не безобидны и не безопасны.
Напомним, ровно год назад, 25 августа 2013 г активисты Greenpeace повисели на МЛСП Приразломной и приковали себя к промышленному объекту.
6 активистов, включая директора Greenpeace International К.Найду, вися, отказались подняться на платформу.
А если бы с ними, висящими на вантах в Арктике что- нибудь случилось?
Вам нужны гости, которые ругаются, дерутся и показывают безрассудную храбрость?
Здесь не вечеринка, здесь люди делом заняты.
Тогда отважные экологи подплыли к МЛСП на этом же ледоколе Arctic Sunrise.
Еще вопрос, откуда у активистов столь современный ледокол?
Почему забота об Арктике у спонсоров выражается не во вложении денег в НИОКР, а в покупке ледокола для организации экспедиции для наблюдения за ГРР?
Вопросов много.
Нежелание властей РФ пускать в зону ГРР столь шумную компанию - понятно, особенно после безрассудного инцидента на МЛСП Приразломная.
Это промышленный объект, режимный.
А способов отказать в вертикально -интегрированной нефтегазовой стране - найдется очень много.
Сегодня же, 21 августа 2013 г координатор арктической программы Гринпис Россия Р.Долгов, находящийся на борту ледокола бесполезно рассказал: «Мы сейчас находимся на пути к мысу Желания, это северная оконечность острова Новая Земля. Вышли из норвежского порта Киркенес и прошли чуть меньше половины пути».
«Мыс Желания - это одна из 2-х-3-х точек захода на Севморпуть. Мы планируем там оказаться к полудню 23 августа 2013 г», - озабоченно добавляет Р. Долгов.
Однако дальше в Карское море, которое является целью экспедиции, ледокол может не попасть.
Р.Долгов печалится, что организация высылала запросы в администрацию Севморпути заранее и соблюдает все правила.
1-й отказ пришел еще 5 июля 2013 г.
В этом и во 2-м отказе говорилось, что в Севморпути якобы не поняли, какой у судна ледовый класс - параметр, показывающий способность судна проходить через лед разной толщины.
«Наше судно по всем параметрам соответствует классификации 1A1 по датскому классификатору DNV. Он признается международным сообществом. Мы классифицированы как ледокол. Наш класс соответствует примерно российскому классу Arc6 по регламенту Российского морского регистра судоходства, - озабоченно поясняет Р. Долгов. - В Севморпуть даже было направлено заключение от DNV, в котором были указаны параметры. В администрации Севморпути должны быть специалисты, которые знают классификацию DNV. Поэтому мы были, мягко скажем, в недоумении, когда получили 3-й отказ».
Согласно классу Arc6, судну разрешается самостоятельное плавание в разряженных однолетних арктических льдах при их толщине до 1,1 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,3 м - в летнее-осеннюю.
«У нас на борту есть даже ледовый лоцман, хотя, по его сведениям, там, куда мы идем, вообще нет какой-либо серьезной ситуации со льдом. Вероятно, мы вообще льда не увидим», - неустанно продолжает Р. Долгов.
В 3-м отказе от ледокола потребовали предоставить данные по ледовому поясу судна.
«Но в классификаторе DNV нет упоминания о ледовом поясе. Может быть, требование сформулировано нечетко, может, имели в виду толщину борта под вотерлинией», - гипотетически рассуждает Р.Долгов.
Он пояснил, что в администрацию Севморпути было отправлено письмо с объяснением позиции Greenpeace.
«Мы надеемся, что здравый смысл возобладает», - в растерянности добавляет Р.Долгов.
«По всей вероятности, это продиктовано желанием не пускать нас в акваторию Севморпути. Наша позиция известна - мы выступаем против бурения на Арктическом шельфе. Мы хотим посмотреть за подготовкой к бурению, определить возможные последствия для экосистемы, для флоры и фауны», - объясняет Долгов.
«Мы хотели посмотреть на работу судов и оценить возможные последствия для окружающей среды. По нашим сведениям, там идет уже заключительная стадия геофизических и геохимических исследований», - говорит Э.Долгов.
Поэтому в письме от Greenpeace в администрацию Севморпути было указано, что право на мирный протест против бурения на шельфе гарантировано статьями 10 и 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую Россия признает.
Еще бы кто -нибудь гарантировал, что протесты будут мирными, а то прикуют опять кого- нибудь- хлопот не оберешься.
«Отказ пропустить ледокол Greenpeace - это неловкая попытка подавить мирный протест и избежать независимого наблюдения за подготовкой к добыче нефти в Арктике, - напряженно заявил координатор арктической программы Greenpeace К.Фергюсон с борта ледокола. - Arctic Sunrise - отлично оборудованный современный ледокол со значительным опытом работы в Северном ледовитом океане, причем его ледовый класс выше, чем у судов самой Роснефти.
К.Фергюссон отметил, что решение о запрете принято вопреки нормам международного права и праву свободного судоходства, с достоинством добавив, что «Оно в очередной раз подтверждает взаимосвязь российских властей и нефтяных компаний».
Администрация Северного морского пути умело ведет дискуссию с активистами, заявив, что за комментариями по ситуации с Arctic Sunrise следует обращаться в Минтранс РФ.
Там обещают скорый ответ.
В Минприроды РФ соглашаются с утверждениями экологов об опасности нефтяных разливов в Арктике.
«Сегодня ни одна компания в мире не гарантирует, что в высоких широтах она ликвидирует последствия разливов нефти быстро и полностью», - обеспокоенно говорил ранее замминистра Р.Гизатулин.
Однако власти РФ уже давно понимают необходимость экологической ответственности.
С 1 июля 2013 г в России вступил в действие закон «О защите морей от нефтяного загрязнения».
Он содержит требование к организациям, занимающимся добычей нефти на континентальном шельфе или на море и транспортировкой нефти, проводить , при необходимости, ЛАРН.
Например, компания должна создать специальный резервный фонд и собственную аварийную службу.
Также законом устанавливаются обязанности и финансовая ответственность по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде, а также их последствий.
Предусматриваются механизмы финансирования таких мероприятий, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде.
Все понимают, что Арктика - регион с суровыми природно-климатическими условиями, и добыча углеводородов потребует жёстких и современных стандартов экологической безопасности.
Газпром нефть шельф представила план по предупреждению разливов нефти на первой в российской Арктике добывающей платформе.