Полная замена нефтепродуктов биотопливом может привести не к уменьшению, а к увеличению в объемах выбросов СО2 и других парниковых газов.
К такому на 1й взгляд парадоксальному выводу пришли ученые во главе с J. DeCicco из Университета шт Мичиган, опубликовав материал 25 августа 2016 г.
Исследователи пришли к выводу, что увеличение производства биотоплива создает замкнутый круг.
Сырьем для биотоплива чаще всего служит рапс, соя, а также быстрорастущие злаковые.
Выбор именно этих культур обусловлен тем, что они считаются нейтральными в углеродном цикле - поглощают столько же СО2, сколько выбрасывается в атмосферу при сжигании биотоплива.
Однако, новое исследование показало, что это правило не столь однозначно.
Исследование базируется на модели Stock - flow, когда учитываются не только величины, но и изменение величин за период времени.
Экология.
Замеры объемов поглощения углекислого газа, проведенные в период 2005-2013 гг на плантациях, где выращивается биомасса для будущего биотоплива, подтвердили предположение ученых, что растения поглощают не так много углекислоты, как предсказывали математические модели.
Оказалось, что растения поглощают 37% от объема углекислого газа, который вырабатывается при сжигании биотоплива в двигателях.
А с учетом того, что для выращивания этих культур вырубаются леса, то влияние биотоплива на окружающую среду может быть не менее губительным, чем вред от использования бензина.
Экономика.
Ученые ставят под сомнение и экономическую целесообразность производства биотоплива.
По мнению ученых из Университета шт Мичиган, высокая себестоимость и низкая энергоемкость делает производство биотопливо сомнительным предметом для инвестиций со стороны экономики.
Между тем рост производства биотоплива, в основном из кукурузы и сои, в США при поддержке госрегуляторов вырос в 3 раза: с 18 млрд литров в 2005 г до 66 млрд л в 2013 г, составив 6% от всего используемого в США топлива.
Это послание, вероятно, услышит и Европа, которая, заботясь об экологии, активно переходит на использование биотоплива.
Так, согласно требованиям Евросоюза, доля использования биоэтанола на транспорте должна быть доведена до 10% к 2020 г.
Работы в этом направлении идут очень активно, но не без проблем.
Введение биоэтанола E10 очень болезненно прошло в Германии, где от 60% до 70% автомобилистов отказывались переходить на новое топливо, опасаясь нанести вред двигателю.
С 1 января 2017 г отказаться от бензина Super 95 и перейти на биоэтанол E10 планирует Бельгия.
Однако, курс взят, и Европа широко внедряет биотопливо на транспорте, причем даже в авиации.
В 2011 г Lufthansa 1й в мире совершила регулярный рейс с использованием биотоплива, а в марте 2013 г самолет впервые совершил коммерческий трансатлантический авиаперелет полностью на биотопливе.
Некоторые сторонники биотоплива утверждают, что период исследования 8 лет - слишком мал для анализа его влияния на выбросы СО2 в атмосферу, другие, что есть побочный положительный эффект, потому что при выпуске биотоплива производится побочный продукт, который затем может быть использован для корма с высоким содержанием белка крупного рогатого скота.
Есть еще 1 нюанс, который настораживает.
Исследование ученых из Университета шт Мичиган было спонсировано Американским институтом нефти (API) - крупнейшей лоббистской структурой нефте- и газодобытчиков на территории США.
J. DeCicco невинно утверждает, что API оказалась единственной структурой, которая согласилась финансировать это исследование.
Но кто же в это поверит?
Так что, вполне возможно, что выводы исследователей, при их научной корректности, не полностью отражают реальные плюсы и минусы от использования биотоплива.
Лоббировать в Америке умеют.
Выпуск этого материала именно сейчас, вероятно, не случаен.
Экологическое сообщество уже обеспокоено тем, что Агентство США по охране окружающей среды (EPA) неожиданно заявило о задержке до конца 2017 г выпуска Доклада Конгрессу о воздействии на окружающую среду возобновляемого топлива.
Этот отчет c 2011 г EPA обязана выпускать каждые 3 года.
На основании этого доклада формируются планы по использованию биотоплива на АЗС США.
Так что пока производители углеводородного топлива могут праздновать в США победу в борьбе с биотопливом.